Экспортеры зерна перенаправляют поставки из Крыма в порты Одесса, Южный, Ильичевск, а также Николаев. Переориентация грузов происходит из-за потери Киевом контроля над полуостровом, в связи с чем зернотрейдеры предпочитают отправлять грузы по более надежным каналам. Об этом пишет Дело со ссылкой на данные Проагро.
Основных грузовых портов в Крыму два - Севастопольский и Керченский. Объемы перевалки ими зерна на экспорт даже в разгар сезона не превышают 10% от общего объема морских поставок Украины.
В Керченский порт, по данным издания, последние отгрузки зерна велись в декабре 2013 года. Как сообщили в одной из региональных зерноторговых компаний, имеющей свое представительство в Керчи, перевалка сельхозпродукции через местный порт ими приостановлена еще с конца прошлого года. Между тем, в стивидорной компании "Авлита" (Севастополь) сообщили, что продолжают работать в прежнем режиме и переваливают зерно - крымский кризис не повлиял на поставки.
Тем временем по информации трейдеров, с начала марта через Севастополь на экспорт было отправлено всего около 25 тыс. тонн кукурузы и буквально 16 марта - 10 тыс. тонн пшеницы. Больше отправок пока не предвидится - до полного прояснения ситуации компании перенаправляют экспортные потоки в порты большой Одессы, пишет Дело.
"О том, чтобы везти зерно в Крым автомобильным транспортом, сейчас и речи нет. Отправки по железной дороге возможны, но исключительно на свой страх и риск - не ясно, что местные власти еще вознамерятся "национализировать". Понятно, что рисковать никто не будет. Тем более, что сейчас экспорт уже сезонно сокращается, и мощности наших терминалов в Одессе, Ильичевске, Южном, Николаеве вполне достаточно, чтобы обеспечить все зарубежные поставки", - рассказали в украинском офисе одного из международных зернотрейдеров.
Конфликт в Укране уже отразился на мировых рынках - в начале текущего месяца выросли не только цены зарубежного спроса на украинскую пшеницу, кукурузу, подсолнечное масло, но и мировые цены, поскольку на многих торговых площадках и в Европе, и за океаном боялись, что Украина вовсе может прекратить экспорт в случае эскалации конфликта с Россией. На прошлой неделе паника значительно уменьшилась и цены снизились. Тем не менее, импортеры перестраховываются и продолжают стимулировать свои закупки в Украине повышением цен спроса.
В то же время трейдеры утверждают, что если ситуация в стране не будет усугубляться, если стабилизируется национальная валюта, то экспорту зерна из Украины ничего не угрожает и из страны можно отправить на внешние рынки те 30-32 млн тонн, которые планировались раньше.
Отметим, что вчера министр инфраструктуры Максим Бурбак пообещал не рвать транспортные связи с мятежным полуостровом и обеспечить нормальное сообщение.