Правительство РФ согласно повысить стоимость перевозки нефти и нефтепродуктов по железной дороге. Это принесет РЖД 12 млрд рублей (338 млн долларов), но убытка монополии по итогам года не избежать - он может составить 25 млрд рублей (704 млн долларов). Решение - за президентом Владимиром Путиным. Об этом сообщают Ведомости со ссылкой на источники.
В начале апреля президент РЖД Владимир Якунин говорил, что компания получила "впервые за всю историю" по итогам первого квартала убыток в 16 млрд рублей (451 млн долларов) из-за замораживания тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов (по РСБУ за первый квартал убыток РЖД составил 10 млрд рублей (282 млн долларов), данные по МСФО поквартально не раскрываются).
Нефтяники против индексации тарифов на перевозку нефти. "Чем нефтяная отрасль хуже других? Нам кажется несправедливым, что РЖД хочет компенсировать выпадающие доходы только за счет роста тарифов для нефтяников. У нефтяных компаний растут акцизы, обсуждается опережающий рост пошлин на темные нефтепродукты. При этом правительство требует ускорить модернизацию мощностей. Чтобы выполнить эту задачу на фоне роста налогов и издержек, нефтяники будут вынуждены повышать цены на топливо. И, возможно, придется сокращать объемы переработки, что автоматом ведет к сокращению платежей в бюджет", - заявил источник в одной из нефтяных компаний.
Нефтяные компании получили дополнительный доход в том числе из-за колебания курса рубля к доллару, объясняет федеральный чиновник мотивы решения о повышении тарифа на перевозку нефтеналивных грузов. С начала года рубль по отношению к доллару потерял 9,1%.
Нефть и нефтепродукты составляют 20% от общего объема перевозок грузов. Нефтеналивные грузы - одни из самых высокодоходных грузов для РЖД. Но их доля сокращается: в 2013 году РЖД перевезла 250,3 млн тонн нефтеналива (на 3% меньше, чем в 2012 году). Зато растут перевозки угля (одного из самых дешевых грузов, доля в прошлом году - 25%): они выросли на 1% к 2012 году - до 310,8 млн тонн. Из-за роста перевозок низкодоходных грузов чистая прибыль РЖД в 2013 году сократилась на 61% до 36,7 млрд рублей (1,03 млрд долларов). Бесконечно повышать доходность перевозок РЖД за счет индексации тарифов на нефтеналивные грузы нельзя, нужно менять систему тарифообразования, говорит гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров.