РЖД, уже получившая согласие на выделение средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на реконструкцию БАМа и Транссиба, предложила еще один масштабный проект. Компания хочет реконструировать 22 тыс. км путей для запуска тяжеловесных поездов, стоимость проекта - порядка 677 млрд рублей (15,6 млрд долларов). Об этом пишет Коммерсантъ.

Схему финансирования РЖД в проекте программы не описывает. В документе лишь указано, что основным инвестором должно стать государство, часть средств привлекут монополия и частные инвесторы. Из пояснительной записки к проекту следует, что благодаря программе объемы перевозок могут вырасти на 47 млн тонн в год.

Тяжеловесное движение предлагается развивать по нескольким направлениям для перевозки угля, стройматериалов, нефтяных грузов и руды.

По направлениям из Кузбасса на северо-запад, в центр (до порта Усть-Луга), на юг (до портов Азово-Черноморского бассейна) предлагается запустить поезда весом до 9 тыс. тонн (нагрузка на ось - 27 тонн). Для усиления путей здесь нужно 416 млрд рублей (9,8 млрд долларов). В 186 млрд рублей (4,4 млрд долларов) оценена инфраструктура для поездов весом до 8,6 тыс. тонн на кольцевых маршрутах (Апатиты-Пикалево, Рудный Клад - Никель, Ковдор-Мурманск и пр.), проект предлагается реализовать после 2020 года.

74,9 млрд рублей (1,8 млрд долларов) будет стоить модернизация инфраструктуры на Восточном полигоне (Кузбасс - Дальний Восток). Для запуска там поездов весом 7,1 тыс. тонн (25 тонн на ось) в проекте реконструкции БАМа и Транссиба уже заложено 30 млрд рублей (0,7 млрд долларов), но в этом случае прирост грузовой базы не превысит 55 млн тонн. Однако, как пишет газета, правительство 27 октября утвердило паспорт проекта БАМа и Транссиба, в котором РЖД и без дополнительных инвестиций должно гарантировать прирост грузопотока до 66 млн тонн.

При этом РЖД сама сомневается в экономической эффективности проекта, указывая на его неокупаемость. При запуске поездов весом 9 тыс. тонн доходы увеличатся только на 13,2-75,1 млрд рублей (0,3-1,8 млрд долларов) в зависимости от числа составов, а общий возврат инвестиций не превысит 25%.