Минэкономики РФ предложило новый вариант долгосрочных отношений РЖД и грузовладельцев. Стороны могут фиксировать договорный тариф на несколько лет, а проблему того, что тариф ежегодно устанавливают власти, РЖД решит за счет тарифного коридора, позволяющего изменять эту цифру на 38,4% и возвращать тариф к договорному уровню. Об этом пишет Коммерсантъ.
Действующая методика Федерально службы по тарифам (ФСТ) допускает установление долгосрочного тарифа, но он строится по методу учета рентабельности инвестированного капитала (RAB).
Сейчас необходимости в RAB нет, говорит заместитель директора департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономики Василий Шипилов. По его словам, такая система хороша в период высоких цен и больших инвестиций, но сейчас грузовая база падает, а тарифы уже разогреты до такого уровня, что дальнейший их рост начиная с 2017-2018 годов должен быть сильно ограничен.
Договорное регулирование всегда менее прозрачно, чем общее тарифное решение, предупреждает заведующий лабораторией Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Кирилл Янков. "Я опасаюсь, что договорное регулирование будет оперировать некими цифрами грузоотправителей, которые представляют коммерческую тайну", - отмечает он.
Поскольку государство не готово обеспечить установление долгосрочных тарифов, через систему двусторонних договоров оно делегирует часть рисков по прогнозированию экономики РЖД и грузоотправителям, полагает заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук. Риск для сторон в том, что экономика может меняться интенсивнее, чем спрогнозировали стороны, или амплитуда колебания тарифа при ежегодной индексации будет выше, чем это допускает тарифный коридор, говорит эксперт.