РЖД предлагает операторам создать пул "обезличенных вагонов" (вагоны в управлении РЖД), чтобы упростить технологию перевозок. Об этом сообщают Ведомости со ссылкой на представителя РЖД.
Такой пул может быть создан на базе "дочки" РЖД - Федеральной грузовой компании (ФГК), либо железнодорожные операторы создадут его сами. Затем операторы или ФГК отдадут вагоны в управление РЖД. Монополии нужно 350-370 тыс. полувагонов в управление. Это позволит сократить число порожних рейсов, отмечает представитель РЖД.
Сейчас у РЖД нет своих вагонов (летом монополия окончательно передала свой парк в управление ФГК). Но уже в октябре президент РЖД Владимир Якунин обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой "рассмотреть вопрос о консолидации 30% парка" всех полувагонов, работающих на сети РЖД (160 тыс. ед.). Такое количество вагонов в управлении РЖД увеличит время оборота вагона в 4 раза, что обеспечит необходимый уровень погрузки - 3,5 млн тонн в сутки, уточняет Якунин. Сейчас из 1,2 млн вагонов на сети РЖД 290 тыс. - лишние, заявил он.
Основная проблема перевозки грузов железнодорожным транспортом, по мнению президента РЖД, - рост числа вагонов на сети. Собственники вагонов продолжают наращивать парк в условиях сокращения объемов перевозок. "Мощности железных дорог в значительной степени используются не для перевозки грузов, а для перемещения порожних вагонов", - написал Якунин Медведеву.
Инициативу РЖД о создании пула "обезличенных вагонов" операторы восприняли скептически. Есть опасение, что РЖД будет злоупотреблять своим правом и инвентарные вагоны будут проезжать в первую очередь, отметил топ-менеджер крупного железнодорожного оператора. Сдавать РЖД в аренду свои вагоны выгодно только тем операторам, у которых большой уровень порожних рейсов - до 50%, считает гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров.