РЖД подготовила свой вариант целевой модели развития рынка грузоперевозок. По сути, монополия предлагает развернуть реформу вспять, консолидировав обратно российский парк вагонов, отложив в долгий ящик либерализацию тяги и создание конкурентных перевозчиков, пишет Коммерсантъ.
Минэкономики должно выпустить к 1 октября сводный документ (с пожеланиями РЖД) о целевой модели развития рынка железнодорожных перевозок.
Читайте также РЖД определила восемь причин для отказа в подаче вагонов под погрузку
Представленные РЖД предложения разрабатывал Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ). Ключевая идея РЖД не нова и полностью противоречит реализовывавшейся до сих пор реформе железнодорожного транспорта: монополия хочет обратно консолидировать вагонный парк России, сейчас принадлежащий множеству в основном частных операторов, сделав его "обезличенным".
В то же время РЖД надеется предотвратить возвращение полного госрегулирования тарифов, как это было до реформы, когда монополия владела основной частью российских вагонов.
Параллельно РЖД предлагает целый ряд мер для ограничения расширения конкурирующего вагонного парка - от увеличения платы за простой до запрета продления нормативного срока службы подвижного состава.
Читайте также В РЖД анонсировали реформу системы грузовых тарифов
Целевая модель для РЖД была разработана еще до смены руководства монополии, которую в конце августа возглавил Олег Белозеров. Неизвестно, разделяет ли он перечисленные идеи. Но, как отмечает знакомый с ситуацией источник, пока замечаний не поступало.
По мнению главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, модель ИПЕМа вообще не учитывает интересы грузовладельцев и строится на ущербной логике, в основе которой не интересы участников рынка, а "неизмеримые показатели типа технологической эффективности, по которым РЖД периодически меняет схемы и методы расчета". Модель совета потребителей очень похожа на ту, что предлагалась еще в 2007 году, отмечает эксперт, но "в ней хотя бы есть какие-то новые мысли", а документ ИПЕМа "совершенно оторван от реальности".