РЖД и ее "дочка" Федеральная грузовая компания (ФГК) подпишут на этой неделе соглашение о передаче 114 тыс. полувагонов оператора в управление железнодорожной монополии, условия данной сделки не известны, пишут Ведомости со ссылкой на источники, близкие к обеим компаниям.

Таким образом, РЖД получит в управление 68% парка ФГК (всего вагонов 167 тыс.). Это позволит сократить число порожних рейсов в 1,5 раза и уменьшить оборот вагона с 16 суток до 13, поясняют источники. А ФГК, как ожидается, сможет дополнительно заработать 3,6 млрд рублей за год (109 млн долларов).

Президент РЖД Владимир Якунин ранее не раз высказывался за возврат монополии 30% существующего парка вагонов - примерно 350-360 тыс. ед. По его мнению, это позволит увеличить время оборота вагона в 4 раза, что обеспечит необходимый уровень погрузки - 3,5 млн тонн в сутки (1,2 млрд тонн в год). Все это за счет сокращения количества порожних вагонов на сети. Сейчас на сети лишних 290 тыс. вагонов, сообщал Якунин.

Точечное "обезличивание" вагонов не решает проблему эффективности управления парком - нужно разработать новую технологию управления, считает гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров. Для ФГК отдать вагоны в управление РЖД - вынужденная мера, отмечает эксперт, так как оператор проигрывает в эффективности конкурентам: у него проблемы с порожним пробегом и из-за этого финансовые потери.

В планах РЖД предложить другим операторам заключать такие соглашения, говорит один из собеседников. Но операторы вряд ли согласятся, говорит топ-менеджер одной из компаний.