Две недели назад на совещании в Тобольске президент Владимир Путин предложил РЖД «задуматься» о привлечении частного капитала на рынок локомотивной тяги. Как выяснилось, правительство и компания были готовы к такому повороту событий. Летом вице-премьер Аркадий Дворкович поручил РЖД представить в Белый дом предложения по созданию института локальных перевозчиков по модели конкуренции «за маршрут» (один перевозчик возит грузы на выделенном маршруте своими локомотивами и вагонами), пишут "Ведомости".
Еще в июле монополия направила их в Минтранс (копия документа есть у «Ведомостей»). Как говорится в предложении РЖД, частные компании стоит допустить к перевозке грузов на 12 выделенных маршрутах (см. таблицу). Это предварительное предложение, отмечает представитель РЖД. Представитель Минтранса на вопросы «Ведомостей» не ответил.
Но железнодорожных операторов не устраивают предложения РЖД. Все предложенные маршруты заинтересуют минимум операторов, говорит представитель одного из железнодорожных операторов. По его словам, объем перевозок почти на всех предложенных РЖД маршрутах небольшой — всего 20 000 т в месяц. РЖД как будто специально подобрала такие маршруты, чтобы дискредитировать саму идею локальных перевозчиков, а вместе с ней и реформу отрасли, сетует собеседник «Ведомостей».
Например, участок Решоты — Карабула представляет собой однопутную неэлектрифицированную дорогу. Это часть инвестпроекта правительства Красноярского края по развитию Нижнего Приангарья (начало его реализации — 2015 год). Линия Лесосибирск — Ачинск соединяет лесозаготовительные предприятия Красноярского края с Транссибом. В Ачинске находятся также нефтеперерабатывающий завод «Роснефти» и глиноземный завод UC Rusal, но нефтепродукты и глинозем по ветке на Лесосибирск не возятся. Ветка Лоухи — Пяозеро используется для вывоза леса Пяозерского леспромхоза в Карелии.
Представитель РЖД, напротив, говорит, что выбранные компанией маршруты полностью соответствуют требованиям Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 г. Этот документ, утвержденный в 2011 г., предполагает, что локальные перевозчики могут появиться на тупиковых ветках регионального значения протяженностью от 200 до 700 км. Они не должны быть направлены к портам и пограничным переходам или быть в составе международных транспортных коридоров. Также на этих маршрутах не должно быть смены тяги и не могут преобладать пассажирские перевозки.
Но председатель некоммерческого партнерства «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Сергей Мальцев в письме в Минтранс пишет, что только пять из 12 маршрутов «соответствуют критериям из Целевой модели» (копия его письма есть у «Ведомостей»). Модель конкуренции «за маршрут» может существовать только как дополнение к модели «на маршруте»(на одном маршруте работает несколько локальных перевозчиков), отмечает он в своем письме.
Железнодорожные операторы уже несколько лет пытаются добиться либерализации рынка тяги (это должно состояться в 2013 г., следует из Целевой модели рынка), но процесс тормозит РЖД. Хотя износ парка локомотивов РЖД на конец 2012 г. составлял 74%. А до 2020 г. монополии необходимо закупить 16 407 тепловозов и электровозов на 632,8 млрд руб., следует из материалов компании.
РЖД не хочет терять доходы: локомотивная составляющая в тарифе на перевозку грузов — около 30%, вагонная (то, что получают операторы) — 15%, констатирует гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. После либерализации тяги операторы могут как минимум удвоить доходы, а грузоотправитель получит стабильность в отгрузке, отмечает эксперт.