РЖД может существенно сократить расходы на выплату компенсаций за задержку доставки грузов. Объем ежедневной компенсации за просрочку может быть сокращен с 9% до 3% от стоимости перевозки, а максимальная сумма платежа - со 100% до 50% от стоимости услуги. Об этом пишет Коммерсантъ.

Таким нормы предусмотрены в таблице депутатских поправок к проекту изменений в Устав железнодорожного транспорта РФ и в закон о железнодорожном транспорте в РФ, подготовленных к запланированному на апрель в Госдуме второму чтению.

В РЖД заявили, что знают о поправке, и поддержали ее. В монополии заметили также, что штрафная санкция зачастую служит средством необоснованного обогащения. Сейчас во всех видах транспорта, кроме железных дорог, сумма компенсации за просрочку доставки груза не может превышать 10% от стоимости контракта, отмечает Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий. Поэтому, добавляет он, предлагаемые коррективы для РЖД выглядят вполне логично.

Количество вагонов, доставляемых с просрочкой, непрерывно растет. В 2007 году с задержкой были доставлены 11,2% всех вагонов, в 2011-м - уже 18,4%, а в 2012 году - 27%, следует из данных НП операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖПС). Снижалась и скорость доставки грузов: в 2007 году она составляла 298 км в сутки, а в 2013 году - уже 234 км.

В итоге, как следует из материалов РЖД, в 2011 году число претензий к монополии из-за срывов сроков доставки выросло втрое до 126,3 тыс., а общая сумма претензий составила 7,2 млрд руб. (выплачено в досудебном порядке 2 млрд руб.). Но только в первом полугодии 2013 года к РЖД было подано более 270 тыс. претензий на 4,8 млрд рублей (134 млн долларов). Добровольно монополия выплатила только 58 млн руб., отправив большинство грузоотправителей и операторов решать спор в судах.