Переизбыток дешевой стали на глобальном рынке привел к тому, что в последние годы количество антидемпинговых расследований в этой области резко выросло. Главной угрозой в отрасли считают резкий рост производства в КНР, но, закрываясь от дешевой китайской стали, страны-импортеры блокируют поставки металла и из других стран, в том числе из России, пишет Коммерсантъ.
C 2010 года российские металлурги экспортируют около трети производимой стали - 25-27 млн тонн проката в год. Эти объемы меньше экспортных продаж 2008-2009 годов, доходивших до 30 млн тонн, и могут еще сократиться из-за всплеска протекционистских расследований по всему миру.
Читайте также Украина готова заместить Россию на рынке металла и ЖРС в Турции
По данным Минэкономики РФ, в 2014-2015 годах за рубежом инициированы 18 новых расследований и пересмотров мер, затрагивающих экспорт продукции российской металлургии, и восемь из них уже завершились не в пользу РФ.
В целом, по оценке некоммерческого партнерства "Русская сталь", расследования в ЕС, США, Индии, Канаде и Турции ставят под угрозу экспорт 1,5-1,7 млн тонн проката на 690-790 млн долларов (6% от экспорта за 2014 год по объемам и 4,3% - по деньгам). Все они бьют по производителям плоского проката - НЛМК, "Северстали" и в меньшей степени по ММК, который продает свыше 70% в России.
Наиболее серьезными металлурги считают расследования по холоднокатаному прокату в ЕС и США и по горячекатаному прокату в Турции и Индии. "Присутствие на этих рынках нельзя потерять, после завершения действия возможных пошлин возвращаться будет некуда - объемы уже займут компании из других стран", - говорит начальник управления GR НЛМК Марина Иванова. "А рынки Азии и Латинской Америки в условиях лучших логистических возможностей Китая и более низкой цены затруднены для нас и без защитных мер", - добавляют в ММК. Расследование США по холоднокатаному прокату считается особенно важным. "Если в итоге признают демпинг, это автоматически усилит доказательную базу в других странах-импортерах по всей цепочке продукции", - объясняют в НЛМК.