НП "Совет операторов железнодорожного транспорта" (СОЖТ, объединяет наиболее крупных на рынке собственников вагонов) намерен направить главе Центробанка РФ Эльвире Набиуллиной письмо с предложением пересмотреть подходы к финансированию кэптивных компаний при вагоностроителях. Об этом пишет Коммерсантъ.

По данным источников, 29 сентября состоялось заседание президиума СОЖТ, на котором большинство членов, включая РЖД, поддержали идею и согласовали текст письма.

В письме операторов говорится, что с 2012 года их доходность снизилась в два с половиной раза до 500 рублей (12,7 доллара) за вагон в сутки, в то время как количество подвижного состава на рынке достигло избыточного уровня (сейчас в РФ свыше 1,2 млн грузовых вагонов). На этом фоне "большинство собственников отказались от пополнения парка, но ряд вагоностроителей сформировал искусственный спрос, приобретая вагоны на свои кэптивные компании", поясняется в письме.

При этом основным источником финансирования кэптивных компаний выступают госбанки и подконтрольные им лизинговые структуры: в первом полугодии 2014 года на их долю пришлось 77% всех инвестированных средств в покупку новых полувагонов - всего 16 тыс. штукт на 41 млрд рублей (1,04 млрд долларов), подсчитали в СОЖТ. По оценке партнерства, при текущей конъюнктуре полувагон может стать окупаемым только если будет стоить 500 тыс. рублей (12,7 тыс. долларов), но это втрое дешевле нынешней цены.

В итоге при текущей доходности и с учетом расходов на ремонт кэптивные операторы вагоностроителей не смогут вернуть долг банку, из-за чего они подвержены риску дефолта, заключают в партнерстве ж/д операторов.