Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение О расширении морского порта Тамань, фактически дав старт реализации проекта. 20 лет назад Виктор Черномырдин подписал принципиальное постановление о строительстве портов в Усть-Луге, Приморске и Батарейной, напоминает SeaNews.

Читайте также: Портовый козырь: почему Путин хочет поскорее уйти из украинских гаваней

По масштабам замысла и широте размаха Таманский проект сродни Усть-Луге. Как и на Балтике, в Тамани планируются уголь, контейнеры, металлы, лес, химия. В отличие от Усть-Луги, в Таманском проекте не предусмотрено ро-ро и наливных грузов. Но нефтеналив и сжиженные углеводородные газы, а также пищевой налив переваливают терминалы в юго-западной части Тамани (Таманьнефтегаз, Эфко). В границы сухогрузного района они не входят, но в перспективе нельзя исключать, что все портовые мощности полуострова будут объединены в единую Тамань.

Об интересе к Тамани заявляли UCL Holding (терминалы по перевалке угля, металлов и контейнеров), Global Ports (контейнерный терминал), СУЭК (терминал по перевалке угля), Металлоинвест (терминал по перевалке железорудного сырья), Кузбассразрезуголь (еще один угольный терминал), Еврохим (минеральные удобрения), Уралкалий (тоже минудобрения), Русал (терминал по перевалке алюминия и его сплавов), ОЗК (зерновой терминал), Базэл (генеральные грузы и зерно), Газпромэкспорт (сера). Почти все эти грузы представлены и в Усть-Луге. Но там далеко не все заявленные проекты стали реальностью. В Тамани также стоит вопрос о том, все ли планы будут реализованы - государство и инвесторы пока не договорились о правилах игры.

Первыми инвесторами в Усть-Луге стали угольщики. О строительстве терминала говорили с 1996 года, а заработал он в 2003. Сейчас, спустя 10 лет, по итогам первого полугодия 2013 Усть-Луга перевалила почти 29 млн тонн и, по данным SeaNews, вышла на третье место среди российских портов, обогнав Санкт-Петербург.

В Тамани общая пропускная способность порта заложена на уровне 93,8 млн тонн в год - это новый сухогрузный район, без учета действующих и развивающихся наливных терминалов. Цена вопроса определена почти в 7 млрд долларов, или 228 млрд рублей - 115,5 млрд на первой стадии (76 млрд рублей из федерального бюджета и 39,5 млрд рублей из внебюджетных источников) и 112,5 млрд рублей частных инвестиций на второй стадии.

Идея строительства сухогрузного района в морпорту Тамань возникла несколько лет назад. Однако строительство "порта Тамань в районе мыса Железный Рог" началось еще в 2004 году, после того как была разработана генеральная схема его развития. Но уже в 2006 году при участии администрации Краснодарского края стали активно продвигать другой проект - "Создание сухогрузного района морского торгового порта Тамань". С 2010 года развитие сухогрузного района Тамань было включено в федеральную целевую программу развития транспортной отрасли на 2010-2015 годы, тогда было заявлено, что к строительству нового порта приступят в 2012 году.

Многолетние споры и решения о судьбе проекта, в частности, о его финансировании и участии в нем потенциальных инвесторов откладывали начало реализации проекта, в то время как другой таманский проект, реализуемый частным инвестором, уже вышел к финишной черте. В прошлом году была зарегистрирована управляющая компания для проекта развития Тамани - "РМП Тамань" (75% у Росморпорта, 25% у администрации Краснодарского края). В настоящее время Минтранс РФ получил все согласования по строительству порта, в том числе пройдена экологическая экспертиза, сейчас проект находится в Главгосэкспертизе.