Морской порт Сабетта в Ямало-Ненецком автономном округе России станет базовым для Северного морского пути (СМП), пишет РБК Daily.
Товар из стран Юго-Восточной Азии в Европу можно доставить тремя способами: по суше, морем через Индийский океан и Суэцкий канал - по южному маршруту, а также вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана - по Северному морскому пути. При этом перевозка тонны груза по морю обойдется на 30-60% дешевле, чем по железной дороге, а тем более автотранспортом и самолетом.
Морским транспортом сегодня перевозят более 60% грузов в мире. К 2030 году, по оценкам экспертов, объем морских грузоперевозок может увеличиться еще в три раза до 26 млрд тонн в год.
Северный морской путь короче южного, и на нем нет простоев из-за узости каналов и проливов. Поэтому рейс, например, из Нидерландов до китайских портов по СМП короче на 20%, до южнокорейских - на треть, а до японских - почти наполовину. А если учесть сборы за проход Суэцкого канала, стоимость топлива и другие параметры, составляющие тариф на перевозку, Севморпуть снижает стоимость рейса крупного судна на 20% - с 17,5 млн до 14 млн долларов.
Вместе с тем, еще недавно на Северном морском пути льды и слабая советская береговая инфраструктура сводили на нет все преимущества этого пути. Сейчас Россия планирует направлять больше инвестиций в развитие маршрута.
Создаваемые на территории Ямала производственные мощности и транспортная инфраструктура способны увеличить объем грузоперевозок по СМП в 30 раз уже в ближайшее десятилетие.
На полуострове сегодня создают новый центр по производству сжиженного природного газа - "Ямал СПГ" - с проектной мощностью в 15 млн тонн в год. На строительство порта Сабетта в федеральном бюджете предусмотрено 47,3 млрд рублей (1,4 млрд долларов). Средства пойдут на углубление дна, создание судоходного канала в Обской губе. По предварительным данным, порт ежегодно будет обеспечивать 220 заходов судов. В 2014 году откроется и аэропорт Сабетта, строительство которого также идет сегодня за федеральный счет.