В этом году профицит цистерн на рынке стал явным: ставки на их аренду с конца прошлого года упали на 14% до 800 рублей (23 доллара) в сутки. По итогам прошлого года падение было 26% до 1020 рублей (29 долларов) за сутки. Об этом сообщают Ведомости со ссылкой на исследование "Infoline-аналитики".

Ставки на полувагоны с начала года стабилизировались, а падение ставок на цистерны продолжится, прогнозирует гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. По его данным, сейчас профицит цистерн составляет 23-34,5 тыс. штук (10-15% от общего числа), полувагонов - 40-60 тыс. (10% от общего числа).

По данным РЖД, погрузка нефтяных грузов (перевозятся в цистернах) в январе-мае выросла на 2,8% до 107,6 млн тонн (в 2013 году было падение на 3,1% до 250 млн тонн). Перевозки угля (возится в полувагонах) в январе-мае, наоборот, снизились на 1,5% до 126,3 млн тонн (в 2013 выросли на 1% до 310 млн тонн). В целом погрузка на сети РЖД в январе-мае снизилась на 0,6% до 498,9 млн тонн.

Операторы, в парке которых в основном полувагоны, работают на грани рентабельности, говорит Бурмистров. Выручка Федеральной грузовой компании снизилась на 21% до 52,9 млрд рублей (1,5 млрд долларов), Первой грузовой - на 13,3% до 103,6 млрд рублей (2,9 млрд долларов).

Как говорит Бурмистров, сейчас рынок ж/д перевозок - рынок грузоотправителя, которым операторы идут на уступки. В сегменте перевозок нефтеналивных грузов наблюдается сокращение совокупной доли крупнейших игроков с 92% в прошлом году до 80% сейчас - появляются новые компании, у которых не долгосрочных контрактов с крупными нефтяными компаниями. По сути, они создали спотовый рынок, которого до сих пор не было, объясняет эксперт.