Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), объединяющий крупных и средних владельцев подвижного состава, готов рассматривать модель аренды частных локомотивов "Российскими железными дорогами" (РЖД), но финальное решение будет зависеть от условий, на которых будет реализовываться этот механизм, передает Интерфакс.

Исполнительный директор СОЖТ Дмитрий Королев в письме замглавы Минтранса РФ от 10 декабря подчеркнул, что частные инвесторы заинтересованы в инвестициях в тяговый подвижной состав и даже "готовы принимать решения с учетом не только сроков окупаемости проектов, но и проблем отрасли, а также степени ответственности операторов за устойчивое развитие ж/д инфраструктуры".

Говоря о рисках нарушения технологии перевозок при допуске частных локомотивов на общую ж/д сеть, Королев отметил, что они минимизированы тем, что РЖД как владелец инфраструктуры сама принимает решение о допуске подвижного состава с учетом его технических характеристик. Собственно технология же будет согласовываться РЖД совместно с организатором перевозки еще до выхода частного локомотива на сеть - в соответствии с уже утвержденными нормативными актами.

Как известно, 15 октября президент РФ Владимир Путин в рамках совещания в Тобольске по вопросу развития нефтехимпрома предписал правительству до конца 2013 года определить, насколько целесообразна эксплуатация частных локомотивов на железных дорогах, а РЖД - предложил подумать о привлечении частного капитала в этот сегмент.

Тема либерализации этого рынка обсуждалась еще несколько лет назад, когда готовилась программа развития РЖД и реформирования ж/д отрасли в целом, однако в дальнейшем идея не получила развития.

В августе 2013 года глава президиума СОЖТ Сергей Мальцев заявлял, что частный бизнес в России следует более активно привлекать к обновлению локомотивного парка в РФ, чтобы отвлекать меньше средств РЖД, которые потенциально могут быть использованы для развития инфраструктуры.

Конкуренция частных перевозчиков с РЖД в сфере локомотивов должна была возникнуть в ходе реформы ж/д транспорта в РФ. Частные инвестиции, по мнению операторов и ряда чиновников, в том числе помогли бы решить проблему большого износа локомотивов, как это ранее было с вагонами (сейчас он превышает в РФ 70%, при этом иногда их не хватает на наиболее загруженных участках). Право выхода собственных локомотивов на общую ж/д сеть для перевозок вагонов многие частные операторы считали драйвером своего развития. Статус РЖД как монопольного игрока на этом рынке сохранен до 2015 года с либерализацией на некоторых локальных маршрутах.

Руководство РЖД несколько лет высказывалось категорически против допуска частных локомотивов на ж/д сеть, однако в итоге согласилось с моделью конкуренции "за маршрут", подготовив список из 12 устраивающих монополию участков. Однако операторов они не устроили, поскольку обеспечивают окупаемость лишь в течение более 20 лет. При этом, СОЖТ предложил провести эксперименты по обоим моделям конкуренции - "за маршрут" и "на маршруте".

Правительство РФ сейчас рассматривает 3 варианта либерализации этого сегмента - создание локальных перевозчиков (оператор получает статус перевозчика и работает на определенном маршруте), поездных формирований (оператор перевозит грузы собственным локомотивом на определенном маршруте, но у него нет статуса перевозчика) и аренду частных локомотивов РЖД.

Совет ж/д операторов был создан в 2009 году крупнейшими владельцами грузовых вагонов в России, в него входит 31 компания, контролирующая около 70% парка подвижного состава в стране.