Казахстан, национальная валюта которого оказалась под давлением из-за падения цен на нефть и ослабления валют всех развивающихся стран, принял решение перейти с 20 августа к свободно плавающему курсу тенге.
Курс тенге вслед за объявлением рухнул на 26%, до 255,26 тенге/$1, пишет Интерфакс-Украина.
"Нацбанк и правительство приняло решение приступить с 20 августа 2015 года к реализации новой денежно-кредитной политики, основанной на режиме инфляционного таргетирования, отменить валютный коридор и перейти к свободно плавающему обменному курсу", - сообщил премьер-министр Казахстана Карим Масимов на селекторном совещании правительства в четверг в Астане.
По его словам, обменный курс тенге будет формироваться на основе рыночного спроса и предложения с учетом фундаментальных внутренних и внешних макроэкономических факторов. Правительство проголосовало за это предложение.
Читайте также Назарбаев: нужно адаптироваться к нефти по 30–40 долларов
К.Масимов отметил, что "это означает, что изменения обменного курса будут происходить как в сторону ослабления, так и в сторону укрепления, что будет определяться ситуацией в мировой экономике и на внутреннем валютном рынке".
"Национальный банк не будет вмешиваться в формирование рыночного уровня обменного курса тенге, но оставляет за собой возможность участия на внутреннем валютном рынке путем проведения валютных интервенций в случае возникновения угрозы дестабилизации финансовой системы страны", - пояснил премьер.
"Формирование курса на основе рыночного спроса и предложения без вмешательства со стороны государства создаст необходимые предпосылки для восстановления экономического роста, повышения кредитной и инвестиционной активности, создания новых рабочих мест и снижения инфляции до 3-4% в среднесрочной перспективе", - подчеркнул К.Масимов.
"Конечно, это для нас новый процесс, режим свободного плавания мы первый раз вводим, у нас такого опыта нет. Но мы изучили внимательно, мы долго к этому готовились, мы подходили к этому процессу, изучали опыт других стран, мы смотрели на тот бенчмаркинг, то направление тех стран, которое мы считаем наиболее подходящей для структуры экономики", - отметил премьер.
По его мнению, Казахстану в экономической политике необходимо ориентироваться на опыт Канады и Австралии.
"Я считаю, что с учетом структуры нашей экономики, с учетом ситуации на мировых рынках, наиболее подходящими ориентирами для нас являются Австралия и Канада. Поэтому по структуре экономики мы свою экономическую политику будем ориентировать в направлении этих двух стран. Они похожи на нас, они на более высоком уровне развития находятся, и мы будем свою политику строить, исходя из опыта этих стран", - подчеркнул К.Масимов.
Он отметил, что правительством и Нацбанком разрабатывается пакет структурных реформ для обеспечения устойчивого долгосрочного роста экономики и занятости. Во исполнение поручений главы государства Нацбанк приступил в текущем году к реализации комплекса мер по переходу к инфляционному таргетированию в среднесрочной перспективе. 15 июля Нацбанком было принято решение о расширении валютного коридора с целью обеспечения более гибкого и плавного формирования обменного курса тенге, напомнил глава правительства.
"Однако ситуация в глобальной экономике продолжает ухудшаться - снижаются мировые цены на основные экспортные продукты нашей страны, нефть и металлы, что негативно сказывается на темпах роста ВВП и повышает уязвимость отечественной экономики. Снижение экспортных доходов оказывает негативное влияние на доходы республиканского бюджета и платежный баланс страны. В этой ситуации экономическая политика будет направлена, в первую очередь, на сохранение социально-экономической стабильности с целью недопущения спада производства, сокращения инвестиционной и кредитной активности, увеличения безработицы и снижения благосостояния населения", - сказал премьер.
Накануне казахстанская валюта снизилась на рекордные более чем за год 4,5%.
Ожидание роста ставок в США укрепляет доллар по отношению к мировым валютам, и это особенно ощущается в развивающихся странах, а опасения за китайскую экономику и политические проблемы в Турции, России, Бразилии и Малайзии подрывают доверие к валютам emerging markets в целом.
Девальвацию юаня провел на прошлой неделе Китай, сильно снизились в последние дни валюты Вьетнама, существенное снижение на текущей неделе демонстрируют курсы рубля и турецкой лиры, а также чилийского песо.
По оценкам инвестиционного банка NN Investment Partners, за 13 месяцев по июль 2015 года отток средств инвесторов из 19 крупнейших развивающихся экономик мира составил $940 млрд - это почти в два раза больше, чем отток капитала в первые три квартала финансового кризиса 2008-2009 годов ($480 млрд).