Казахстан уверяет, что уже в этом году вступит во Всемирную торговую организацию. При этом США и ЕС через ВТО пытаются добиться от Астаны более низких таможенных тарифов, чем действуют в рамках Таможенного союза. В результате, производители из этих стран смогут зайти на российский рынок России через Казахстан, что сводит к нулю все достижения России на переговорах по ВТО. Об этом пишет Взгляд.
Как сообщил вице-министр экономики и бюджетного планирования Казахстана Тимур Жаксылыков, переговоры по четырем направлениями - товары, услуги, сельское хозяйство и системные вопросы - уже практически завершены. Осталось два вопроса, связанные с тарифной гармонизацией при вступлении Казахстана в ВТО и с местным содержанием, однако и они близки к завершению.
Издание пишет, что обсуждается, как совместить условия нахождения Казахстана в ВТО и Таможенном союзе одновременно. С одной стороны "недружественные" действия Астаны может заблокировать своим вето любая страна, входящая в Совет Таможенного союза. С другой, Казахстан может посчитать выгоды ВТО более существенными, чем ТС.
"Если Казахстан посчитает, что для него присоединение к ВТО на условиях, которые выдвигают ЕС и США, важнее, чем интеграция в рамках ТС, то тогда это может привести к чему угодно. Либо к выходу Казахстана из Таможенного союза, либо к тому, что формально ТС продолжит свое существование, но будет интеграционный откат назад, либо к тому, что Россия, желая сохранить ТС любой ценой, пойдет на любые условия, которые выдвигает Казахстан. При этом надо понимать, что Белоруссия, скорее всего, будет против. Поэтому России, чтобы сохранить это интеграционное объединение, надо будет компенсировать потери Белоруссии, а потом и Армении, которая скоро, судя по всему, присоединится к ТС", - считает завлабораторией международной торговли Института экономической политики Гайдара Александр Кнобель.
Низкие ввозные пошлины Казахстана в рамках ВТО могут угрожать нескольким отраслям России. В первую очередь это автопром, авиапром и сельхозпром. РФ добилась для них не одномоментного снижения таможенных пошлин, а переходного периода на несколько лет с постепенным снижением тарифов. На легковые авто таможенная пошлина сразу после вступления в организацию снизилась только с 30% до 25%. Эта ставка будет действовать три года. Дальнейшее снижение пошлин с 25% до 15% на импортные машины будет идти постепенно в течение следующих пяти лет. Для вертолетов и гражданских самолетов Россия также добилась от ВТО самой большой - семилетней - отсрочки.
Если Казахстан не сможет защитить высокие таможенные ставки при вступлении в ВТО, то в Россию через Казахстан хлынет дешевая техника, в результате чего российская продукция не сможет с ней конкурировать.
Первый вице-премьер России Игорь Шувалов считает, что Казахстан, оказался в роли "заложника". По его словам, хотя казахстанский рынок важен сам по себе, российский рынок для Запада более значим. Ведь при прямом пересчете размер экономики России составляет 2 трлн долларов, а Казахстана - 200 млрд долларов. "И сейчас они пытаются использовать эту ситуацию (переговоры с Казахстаном), чтобы войти на наш рынок ровно на тех условиях, которые мы отвергли", - отмечает чиновник.