Доходы Эстонской железной дороги (ЭЖД) превышают расходы, но если учесть амортизацию, то в итоге получается убыток, пояснил руководитель ЭЖД Ахти Асманн. "С текущими расходами мы справляемся, но для инвестиций денег не остается", - пояснил Асманн в интервью Vikerraadio причины прогнозируемого на будущий год убытка в 9 млн евро, передает ERR.
ЭЖД все же планирует к 2015 году осуществить некоторые самые необходимые инвестиции, хотя они направлены лишь на сохранение существующей инфраструктуры, а не на ее развитие.
Основной доход предприятие получает от перевозки грузов, но объемы перевозок резко сократились. Если в 2013 году они составляли 24 млн тонн, то под конец этого года составят около 19 млн тонн, а на 2015-й прогнозируется 17,4 млн.
"На самом деле нужно решить один большой вопрос. Мы уже некоторое время говорим о том, что нынешняя модель финансирования железной дороги, при которой все зависит от доходов за счет грузоперевозок, не работает", - добавил он.
Читайте также Железнодорожная реформа в Эстонии: расщепление на молекулы
"Само существование железнодорожной инфраструктуры в европейских странах обычно оплачивает государство. Пользователи этой инфраструктурой оплачивают создаваемые ими самими издержки. То есть содержание инфраструктуры должно быть комбинацией вклада государства и предприятий, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозками", - сказал Асманн.
Он добавил, что на сегодняшний день ЭЖД не хватает около 20 млн евро. Он подчеркнул, что, например, 80% систем управления перевозками давно амортизированы и нуждаются в замене. Эстония, как канал транзита, уже не выдерживает ценовую конкуренцию, и повышение цен было бы равносильно рубке сука, на котором сидим, отметил глава ЭЖД.
"Железнодорожный бизнес является своеобразным в том смысле, что если молочники ищут в дополнение к российскому рынку другие рынки сбыта, то их взоры обращаются к Финляндии или Швеции. ЭЖД в отличие от них так поступить не может. Увеличение госдотаций как раз и снизило бы риски, ведь сегодня все финансирование ЭЖД зависит от товаропотоков, связанных с Россией. Альтернативы нет. Есть лишь одна железная дорога, которая соединяет нас с Россией", - сказал Асманн.