Европейский Союз намерен ввести запрет на слом судов в Азии и предложить компенсации судовладельцам при утилизации судов на производствах, соответствующих экологическим стандартам. Об этом сообщают Морские вести со ссылкой на Reuters.

Из 1026 океанских судов, утилизированных в 2014 году, 641 было распилено вручную на побережьях Индии, Бангладеша и Пакистана, приводит агентство данные организации Shipbreaking Platform, ведущей кампанию по борьбе с этой вредной и опасной практикой. Разборку судов осуществляют неквалифицированные рабочие с использованием примитивных инструментов. При этом химические вещества со старых судов смываются в океан, а рабочие гибнут от несоблюдения техники безопасности.

По данным Института социальных наук Tata в Мумбаи, за последние 20 лет в результате несчастных случаев вдоль побережья Аланг-Сосия - крупнейшего пляжа в Гуджарате, где производится разборка судов, - погибло 470 человек.

Читайте также Морские перевозчики призвали Еврокомиссию решить проблемы отрасли

Новые требования, вводимые ЕС, предусматривают, что суда под флагом ЕС могут перерабатываться только на производствах, включенных в специальный реестр, который будет опубликован в следующем году. В реестр, вероятно, войдут верфи Китая, Турции, Северной Америки и Европейского Союза, но не Южной Азии.

Слом судов в Южной Азии значительно выгоднее для судовладельцев. В зависимости от текущих цен, прибыль судовладельца при утилизации на верфи в Индии может составлять до 500 долларов за тонну стали по сравнению с 300 долларов в Китае и всего 150 долларов в Европе. Чтобы создать дополнительные стимулы для судовладельцев, ЕС намерен разработать программу субсидий.

Представители индийских верфей утверждают, что их экологические стандарты близки к европейским, а новые требования направлены на обеспечение загрузки для простаивающих европейских верфей, на долю которых пришлось не более 4% от общего числа судов, отправленных на слом в прошлом году.

Эксперты отмечают, что заставить судовладельцев отказаться от продажи судов на слом в Азии будет не так просто: судно может сменить флаг перед утилизацией или быть продано неевропейским посредникам. Однако такая практика сопряжена со значительными репутационными рисками. Крупные судоходные компании, такие как Maersk и Hapag-Lloyd, уже давно практикуют утилизацию судов исключительно на верфях, сертифицированных на соответствие международным стандартам.

Так, крупнейшее специализированное производство по утилизации судов - бельгийская верфь Galloo - за последние 10 лет увеличила объемы переработки в 4 раза до 35 тыс. тонн стали в год. На производстве занято всего 30 сотрудников, а большая часть операций механизирована.