Украина рискует потерять 600 млн долларов экспортной выручки в год из-за запрета Россией импорта вагонов четырех украинских заводов. На эти предприятия - "Азовобщемаш", "Днепровагонмаш", Крюковский и Стахановский заводы - приходится 80% украинского вагонного производства. Об этом пишет Forbes.ua.
В прошлом году продажи вагонов принесли Украине 2,3 млрд долларов, или 13% годового экспорта в Россию, за 8 месяцев этого года - еще 1,2 млрд долларов. Ожидаемые потери украинских заводов от нынешних запретов - не менее 50 млн долларов в месяц, подсчитал аналитик ИК "Арт Капитал" Алексей Андрейченко.
Российский Регистр сертификации на федеральном ж/д транспорте (РСФЖТ) приостановил действие сертификатов на поставку в Россию вагонов: "Днепровагонмаша" (2 октября; полувагоны, вагоны для битума, цементовозы, зерновозы, вагоны-платформы), "Азовобщемаша" (15 октября; крытые вагоны, полувагоны и некоторые типы цистерн) и Крюковского вагонзавода (с конца сентября, 23 октября сертификаты на 8 типов восстановлены, под запретом остаются полувагоны, цементовозы и крытые вагоны).
Проблемы с экспортом в Россию испытывает и Стахановский вагоностроительный завод (СВЗ). Хотя прямого запрета на поставки его продукции в Россию нет, РСФЖТ не разрешает эксплуатацию чешского литья, которым было укомплектовано около 90% вагонов, сделанных СВЗ в 2012 году. Оценочные потери СВЗ - еще 200 вагонов в месяц, подчеркивает Андрейченко.
По принятым в России правилам, сертификаты на продукцию машиностроительных предприятий действуют в течение одного-трех лет. Отзыв или приостановка действия сертификата запрещает поставки до пересмотра решения.
Официально о причинах запрета импорта не сообщается. Одной из наиболее очевидных может быть экономическая - затоваривание российского рынка вагонов. По оценкам РЖД, излишек полувагонов в стране в конце 2012 года составил 150 тыс. ед.: это около трети всего российского вагонного парка, или объем производства всех заводов СНГ приблизительно за два года.