Минэкономразвития России предлагает изменить систему тарифообразования на перевозку железнодорожных грузов и принцип финансирования строительства инфраструктуры. Такие идеи предусмотрены в целевой модели рынка ж/д перевозок, разработанной министерством, передают Ведомости.
Так, предлагается тарифицировать перевозку, учитывая вес вагона (сейчас не учитывается). Это подтолкнет владельцев к обновлению парка, отмечается в документе. У вагонов новых моделей (инновационных вагонов) отношение массы вагона к грузоподъемности меньше, чем у вагонов старых моделей: 0,30 и 0,36 соответственно. Таким образом, перевозить груз в инновационных вагонах выгоднее.
Среди предложений Минэкономразвития: выделить локомотивную составляющую в тарифе, изменить ставки на перевозки на короткие расстояния (сейчас чем дальше, тем дешевле), изменить кросс-субсидирование перевозок грузов разных классов (сейчас перевозки грузов угля, руды дешевле, чем нефтяных грузов и металлов). Последнее позволит снизить зависимость доходов РЖД от роста объемов перевозок сырьевых грузов, отмечают разработчики целевой модели. А снижение стоимости перевозки на близкие расстояния позволит по планам министерства остановить отток грузов с железной дороги.
"Выделение локомотивной составляющей позволит сопоставить доходы и расходы от предоставления локомотивной тяги - в результате будет понятна доходность локомотива и его привлекательность для инвестирования", - объясняет представитель Минэкономразвития.
Основной груз, который перевозится РЖД, - уголь (26% всех перевозок по итогам января-августа) является один из самых дешевых. РЖД не раз подчеркивала, что перевозить низкодоходные грузы на дальние расстояния для компании невыгодно.
Финансировать строительство новых линий должно государство, а обновление существующих - за счет РЖД, пишет Минэкономразвития в целевой модели. Кроме того, министерство предлагает финансировать строительство новых линий из специально созданного фонда либо с применением механизма государственно-частного партнерства (концессии), если участок коммерчески привлекательный. "Применение ГЧП не ограничивается одними лишь железнодорожными линиями. Это могут быть мосты, контейнерные терминалы (для хранения), грузовые станции, вокзалы и т.д.", - поясняет представитель министерства. Сейчас РЖД финансирует строительство новых веток как за свой счет, так и за счет государства.
О варианте целевой модели развития рынка ж/д грузоперевозок, разработанном РЖД, читайте в новости РЖД предлагает кардинально развернуть реформу железнодорожных перевозок