РЖД принципиально меняет подход к организации перевозок, фактически отказываясь от оперирования вагонами, которого до недавнего времени активно добивалось. Монополия массово возвращает дочерней Федеральной грузовой компании (ФГК) привлеченные у нее полувагоны, пишет Коммерсантъ со ссылкой на источники
В прошлом году монополия арендовала у дочерней компании 103-106 тыс. полувагонов, в начале года их число было уменьшено до 79,5 тыс., но в течение февраля РЖД вернула ФГК еще около 30 тыс. вагонов. В пресс-службе монополии подтвердили, что сейчас у ФГК арендуются лишь 50 тыс. полувагонов.
В последние два года, после выведения из РЖД почти всех вагонов в дочерние Первую и Вторую грузовые компании (первая продана структурам Владимира Лисина, вторая стала ФГК), монополия активно добивалась возврата в той или иной форме хотя бы части парка. РЖД утверждала, что без него не может эффективно организовывать перевозки на сети.
В 2012 году РЖД привлекало подвижной состав у ФГК по спецразрешению правительства (для перевозки военных и социальных грузов и для выполнения функций публичного перевозчика). Эта практика вызывала большие нарекания у частных операторов, по их мнению, привлеченный парк имел приоритет на инфраструктуре, к тому же использовался и на коммерческих маршрутах, например для экспорта угля.
В итоге в конце 2012 года правительство согласилось, что размер парка, который арендует РЖД, нужно поэтапно уменьшать, и установило для монополии планку максимум 88 тыс. полувагонов.
Между тем ФГК, которая на рынке полувагонов в 2012 году была фактически не представлена, теперь начинает играть все более значительную роль. Всего у компании 130 тыс. полувагонов. Сразу несколько участников рынка на условиях анонимности подтвердили газете, что уже ощутили "активное присутствие" ФГК и корректируют свои планы исходя из новой ситуации.