Черноморские контейнерные терминалы Украины, России, Румынии, Грузии и Болгарии в прошлом году замедлили рост. Общий грузооборот пяти стран (включая порожние контейнеры) увеличился на 3,13% до 2,41 млн TEU по сравнению с 2011 годом, однако годом ранее динамика была намного выше - рост на 23,99%. Таковы результаты исследования компании Informall, пишет Коммерсантъ-Украина в статье "Грузно переваливаясь".
"В предыдущие годы после кризиса эти страны показывали стабильно высокие темпы роста", - говорится в исследовании.
В замедлении роста основную роль сыграли Украина (+0,73%) и Румыния (-4,63%). Украинские порты Одесса, Ильичевск и Южный перевалили 751,29 тыс. TEU.
Доля Украины в переработке груженых контейнеров в 2012 году по-прежнему остается наибольшей в Черноморском регионе (Турция в исследовании не представлена) - 32,66%. За ней следуют Россия (26,67%), Румыния (20,24%), Грузия (12,34%) и Болгария (8,1%). Свои доли нарастили все страны, кроме Грузии. При этом доля Украины выросла с 31,9% в 2011 году до 32,6%. Крупнейшим терминалом в прошлом году стал терминал DPW в Констанце (доля - 19,2%), на втором месте - украинский "ГПК Украина" (13,64%). В Informall прогнозируют, что в этом году рынок Черноморского региона вырастет еще на 4% до 2,5 млн TEU.
Украинский регион становится менее важным для клиентов, отмечают участники рынка. "Это комбинация нескольких факторов. Во-первых, следствие мирового кризиса, а во-вторых, внутренняя политика Украины - пошлины, которые необходимо уплачивать, становятся все выше и выше", - заявил изданию генеральный директор Maersk Ukraine Йеспер Педерсен.
Ранее он отмечал, что в Украине тарифы за заход судов и на контейнеры в 3 раза выше, чем в Румынии, и в 2,5 раза выше, чем в России. Педерсен допускал, что если бы Украина снизила тарифы до уровня грузинских, то поток контейнеров через ее порты вырос бы в три раза - до 2 млн TEU в год вместо нынешних 700-800 тыс. "Это около 500 млн долларов дополнительной ежегодной прибыли для портов", - говорил Педерсен.
Между тем, начальник Одесского морпорта Юрий Васьков считает, что проблема состоит прежде всего не в ставках, а в несовершенных длительных процедурах оформления и в большом количестве проверяющих органов. По его словам, клиенты ждут улучшений на государственном уровне. Так, порты совместно с Мининфраструктуры не первый год разрабатывают законопроект "О контейнерных перевозках", в котором должны быть определены сроки и круг проверяющих органов, участвующих в оформлении контейнеров. Сейчас документ находится на согласовании в министерствах.
Читайте также материал портала ЦТС "Зашли в штиль: обзор контейнерного рынка Черноморского региона".