Покупателем 5% РЖД (правительство планирует продать компанию в ближайшие годы) может стать Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), пишут Ведомости. По данным издания, привлечение банка в качестве стратегического партнера сейчас обсуждается в правительстве.

Президент РЖД Владимир Якунин несколько раз на совещаниях в правительстве говорил, что привлечение институционального инвестора поможет монополии лучше подготовиться к возможному размещению в 2016 году. "По мнению Якунина, вместе с ЕБРР вложиться в акции монополии мог бы Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), однако там со своей позицией пока не определились", - рассказал Ведомостям неназванный чиновник.

ЕБРР - логичный кандидат на роль стратега для РЖД, он акционер нескольких российских транспортных компаний, связанных с железной дорогой, напоминает аналитик Raffeisenbank Константин Юминов. У ЕБРР 9,2% в "Трансконтейнере", 3,7% - в FESCO. Гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров отмечает, что с миноритарием в лице международного банка РЖД будет проще привлекать средства на инфраструктурные проекты. Плюс появление нового акционера поспособствует улучшению корпоративного управления монополии, добавляет он.

Осенью прошлого года президент РЖД Владимир Якунин оценивал 25% РЖД в 280 млрд руб. (1,12 трлн руб. или 37,3 млрд долларов - за всю компанию). Исходя из этой оценки 5% компании может стоить 56 млрд руб. (1,8 млрд долларов).

Правительство планирует продать 25% РЖД до 2016 года. В 2013-2014 гг. планируется продать 5% акций, а в 2015-2016 гг. - 20% через IPO. Но окончательного решения о сроках и форме продажи актива пока нет.

Вряд ли 5% РЖД продадут в этом году, сомневается Бурмистров: разработка системы долгосрочного тарифообразования еще только началась, а единая система управления перевозками хоть и разработана, но, чтобы она вступила в силу, нужна серьезная корректировка законодательства.