Евпаторийский морской торговый порт (Крым) предлагает частным инвесторам к реализации проект по созданию перевалочных мощностей на озере Донузлав. Об этом говорится в технико-экономическом обосновании передачи единого имущественного комплекса государственного порта в концессию.
Предлагается создать на озере Донузлав международный таможенно-пограничный пункт пропуска, через который будет совершаться транспортировка песка, генеральных грузов, а также организованы паромные перевозки автотранспорта.
"Основные перспективы развития Евпаторийского порта связаны с переносом грузовых операций на Северную и Южную Косу оз. Донузлав, в связи с тем, что на озере глубины составляют до 10,5 м на подходном судоходном канале и у существующих причалов. Кроме того, в данном регионе имеются значительные площади земли, не занятые под производственно-хозяйственные или рекреационные цели, что дает возможность развивать портовые производства", - отмечается в ТЭО.
Объем перегрузки песка в новой грузовой зоне планируется на уровне до 4 млн тонн в год, объем генеральных грузов - до 500 тыс. тонн. Ежегодные паромные грузоперевозки - до 15 тыс. автомобилей (TIR).
Для реализации проекта нужно выполнить дноуглубительные работы в объеме 250 тыс. кубометров - по 50 тыс. кубометров ежегодно в течение пяти лет.
Как отмечается, Евпаторийский порт имеет сильные позиции на рынке песка в Крыму. Он единственный на полуострове среди госпредприятий добывает морской песок (месторождение озера Донузлав). С учетом частной добычи песка в Крыму Евпаторийский порт занимает около 40% данного сегмента рынка. При этом удельный вес порта на рынке перевалки морского песка составляет около 50%. Кроме него, данный груз также переваливают в Севастополе и Ялте.
На предприятии считают, что инвестирование в развитие перевалочных мощностей порта приведет к росту перевалки не только в Евпатории, но и в Севастополе и Ялте, так как часть перегружаемого песка (порядка 40%) направляется в эти порты. Ввиду высокого спроса на морской песок в текущем году Евпаторийский порт запланировал увеличить отгрузку песка на 20% по сравнению с 2011 годом.
Что касается накатных (ro-ro) и тарно-штучных грузов, то, как отмечается в ТЭО, в данном сегменте рынка наблюдается относительная стабильность, а конкуренция невысока, так как иностранные грузоотправители заранее выбирают порт, в который доставить свою продукцию. Отмечается, что в порту действует паромная линия Евпатория-Зонгулдак (Турция).
Порт предлагает рассмотреть создание новой грузовой зоны по одному из двух вариантов концессии. Первый - BOT (Build - Operate - Transfer) - предполагает строительство и эксплуатацию (на праве собственности) в течение установленного срока, после чего объект передается государству. По второму варианту - BTO (Build - Transfer - Operate) - концессионер строит объект, который передается государству (концеденту) в собственность сразу после завершения строительства, после чего он передается в эксплуатацию концессионера. Прогнозируемый размер инвестиций не уточняется.
Евпаторийский порт расположен на мысе Карантинный, который замыкает с запада Евпаторийскую бухту, являющуюся северной частью Каламитского залива Черного моря. Навигация длится круглый год, порт практически не замерзает. В порту функционирует паромный терминал, осуществляется перевалка навалочных, насыпных и генеральных грузов, а также перевозка пассажиров.