Кризис на рынке грузовых вагонов усиливается - цена на полувагоны уже составляет в среднем 2 млн рублей (64,2 тыс. долларов), а в следующем году может упасть до 1,7 млн рублей (54,6 тыс. долларов). При этом украинские заводы могут выдержать большее падение цен, чем российские, пишет Коммерсантъ в статье "Вагоны разгрузились ниже себестоимости".

По оценкам гендиректора Infoline-Аналитика Михаила Бурмистрова, спрос на грузовые вагоны в 2013 году может сократиться почти вдвое до 45-50 тыс. штук, порядка 30 тыс. из которых придется на полувагоны. На фоне снижения спроса и падения цен на грузовые вагоны часть российских заводов может оказаться "на грани банкротства к концу 2013-го или в 2014 году", отмечает Infoline-Аналитика.

Дело в том, что большинство заводов сильно закредитованы, отношение чистого долга к EBITDA на конец 2011 года у них высокое или даже превышает предельный для вагоностроителей коэффициент, который, по оценкам агентства, находится на уровне 3. Больше всех закредитован запущенный в начале года Тихвинский ВСЗ, чистый долг которого превышает 23,5 млрд рублей (754,8 млн долларов), а его отношение к EBITDA в 2013 году будет около 10 и это по оптимистическому сценарию.

По данным Infoline-Аналитики, "фактически всю маржу по EBITDA в 2012 году у вагоностроителей изъяли поставщики крупного литья и комплектующих". Себестоимость полувагона приблизилась к 1,9 млн рублей для заводов, у которых нет собственного литейного производства. Если цена на полувагон опустится до 1,7 млн рублей, маржа EBITDA на вагон для таких производителей будет почти нулевой, полагает Бурмистров.

У большинства крупных украинских заводов долги почти отсутствуют - например, у Стахановского ВСЗ на конец прошедшего года размер чистого долга составил около 52,5 млн грн, тогда как Крюковский ВСЗ и Днепровагонмаш и вовсе не имеют долгов. К тому же в 2012 году многие из них создали диверсифицированную структуру поставок крупного вагонного литья. Например, Стахановский ВСЗ получает его из Чехии, а Крюковский ВСЗ - из США и Китая. Учитывая это, уровень цен до 1,5 млн рублей за один вагон для украинских производителей будет "вполне комфортным", считает Бурмистров.

"Украинские производители будут предлагать грузовые вагоны дешевле, чем российские, сохраняя при этом маржу, так что выходом для российских заводов в первую очередь становится обсуждаемый сейчас утилизационный сбор на вагоны", - считает Михаил Пак из российской инвестгруппы Атон.

Читайте также статью портала ЦТС "Вагон проблем: украинских производителей выдавливают с рынка России".