Инвестиции в железнодорожный транспорт оказывают на его качество заметно большее влияние, чем либерализация рынка транспортных услуг. Об этом свидетельствует исследование The Boston Consulting Group (BCG) "Индекс производительности европейских железных дорог-2012", пишет Коммерсантъ.
Вывод базируется на сопоставлении рассчитанного BCG для европейских стран индекса производительности рельсового транспорта с инфраструктурными затратами и степенью свободы рынка.
Индекс вычислялся путем суммирования таких оценок железных дорог как интенсивность использования (пассажиропоток и грузооборот), качество (пунктуальность, уровень тарифов и доля высокоскоростных поездов), безопасность (число инцидентов и смертельных случаев на тыс. км).
Первое место в рейтинге заняла Швейцария - ее индекс достиг 7,1 пункта (интенсивность - 2,8, качество - 1,6, безопасность - 2,6 пункта), кроме нее в группу лидеров вошли Франция, Германия, Швеция и Австрия. "Средние" значения индекса - от 5,7 до 4,7 - получили Финляндия, Великобритания, Нидерланды, Чехия, Испания, Бельгия, Италия, Люксембург и Норвегия. Худшей стала Болгария со значением индекса 2,7 (интенсивность 0,8, качество - 1,5, безопасность - 0,4).
Страновой индекс производительности железных дорог коррелирует с объемом инвестиций в инфраструктуру: так, в группе лидеров этот показатель превышает 7 тыс. евро на душу населения, в средней он ниже - около 4 тыс. евро, а в замыкающей отстающую группу Болгарии составляет 1,5 тыс. евро.
При этом, как показало исследование, на производительность рельсового транспорта не влияет экономическая модель - центральный ж/д оператор или конкурентный свободный рынок. В обоих случаях есть примеры эффективного функционирования железнодорожной отрасли страны.