России необходимо срочно осваивать и предлагать новые торговые пути, чтобы не быть оттесненной на обочину конкурентами, считают в Российском центре исследований АТЭС. И больше всего перспектив у Северного морского пути, пишет Взгляд.

Как известно, сейчас основная масса грузов из Азии в Европу идет по двум главным морским артериям: через Суэцкий и Панамский каналы, которые уже перегружены. По мнению замдиректора Российского центра исследований АТЭС Глеба Ивашенцова, альтернативным транспортным маршрутом может стать Северный морской путь.

"Это очень перспективная задача, реализация которой глобально изменит расстановку сил в транспортировке грузов из Азии морским путем, плюс будет освоение перспективных регионов российской Арктики", - считает он.

Так, по его словам, путь из Йокогамы в Роттердам становится на треть короче, чем традиционный, через Суэцкий канал. Кроме того, развитие Северного морского пути будет способствовать и расширению проектов России по освоению арктических месторождений углеводородов.

Однако для развития Северного морского пути нужна конкретная программа, в том числе инвестиционная, подчеркнул Ивашенцов.

"Сейчас товары из стран АТЭС в Россию идут по судоходной линии через Сингапур, а также по Индийскому океану через Африку в Западную Европу и далее через балтийские порты России. Этот путь в среднем занимает от 30 до 35 дней. Доставка товаров по Северному морскому пути, как уже показали пробные рейсы, занимает гораздо меньше времени. Грузы по этому маршруту приходят раньше на 10 дней. В результате сокращения пути стоимость фрахта должна упасть", - рассказал газете ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Владимир Мазырин.

Вместе с тем, как известно, у Северного морского пути есть природные ограничения и он не может работать круглый год.