В этом году железнодорожные операторы начали активно судиться с РЖД из-за несвоевременной подачи порожних вагонов для загрузки и несвоевременной доставки грузов. Об этом пишут Ведомости.
В 2011 году крупнейшие компании подали к перевозчику всего пять исков на общую сумму немногим более 16 млн руб. (полмиллиона долларов), а в 2012 году число исков выросло до 60, а их сумма - до 244 млн руб. (7,5 млн долларов), следует из материалов сайта Высшего арбитражного суда.
Основной рост числа исков в этом году произошел из-за того, что с РЖД начала судиться ее бывшая "дочка" - ПГК. В 2011 году она исков к РЖД не подавала, но в конце прошлого года 75% компании купила НТК Владимира Лисина. И вот с начала нового года ПГК подала более 40 исков к монополии.
Не отстают и другие операторы. "Трансойл" Геннадия Тимченко в этом году подал 14 исков, а в прошлом году - всего один. "Нефтетранссервис" братьев Аминовых подал в 2011-2012 гг. к РЖД более 70 исков.
Издание отмечает, что в 2011 году РЖД из-за срывов сроков поставки грузов потеряла свыше 2 млрд руб. (61,6 млн долларов) - тогда претензии на 7,3 млрд руб. (224,9 млн долларов) предъявили грузоотправители. А операторы начали судиться лишь теперь.
Представитель РЖД уверяет, что большая часть исков операторов связана с доставкой порожних вагонов. За срок их поставки грузоотправителю по-прежнему отвечает РЖД, но владеют ими теперь частные компании, поэтому РЖД больше не может использовать традиционный метод управления вагонами и легко попадает на штрафы, поясняет представитель монополии.
Компания подает иски не для того, чтобы получить финансовую компенсацию от задержки доставки грузов и вагонов (суммы исков незначительные), а чтобы простимулировать РЖД решить системную проблему повышения скорости движения в сети, пояснил сотрудник одного из операторов, который судится с монополией.