Новый самолет Ту-204СМ еще не сертифицирован, а авиакомпания Red Wings, главная надежда производителей, может отказаться от покупки. Все это может похоронить авиационный проект, пишут Известия.
Предполагалось, что новый лайнер будет сертифицирован и вступит в серийное производство этим летом. Модернизированный Ту-204 должен дополнить в линейке современных российских самолетов Sukhoi Superjet - оба относятся к среднемагистральным.
История с проектом Ту-204 фактически началась в декабре 2008 года, когда Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) заключила госконтракты с Минпромторгом на доработку Ту-204-300, глубокую модернизацию самолета Ту-204 (до Ту-204СМ) и усовершенствование Ту-204/214.
В 2008–2010 годах на эти работы было направлено 7 млрд рублей (214,5 млн долларов), привлеченных ОАК. Однако госконтракты были расторгнуты, причем за несколько дней до истечения срока работ. По данным источника, причиной стала неуверенность в будущем самолетов, а именно - отстутвие на данный момент твердых заказов.
В 2008 году "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) подписала с ОАК контракт на поставку 31 самолета Ту-204СМ на 1,5 млрд долларов. Потенциальными эксплуатантами лайнера рассматривались иранские, российские и южноамериканские авиакомпании. По-настоящему серьезным заказчиком была российская Red Wings, с которой ИФК подписала меморандум. Предполагалось, что до 2016 года для авиакомпании изготовят 44 самолета Ту-204СМ.
Поставки могут сорваться, так как не вписываются в первичный бизнес-план перевозчика - сначала самолеты должны были прийти в 2011 году, потом в 2012 году, и неясно, когда же в итоге начнется их эксплуатация.
Начальник отдела маркетинга ОАО "Туполев" Андрей Туполев сообщил Известиям, что серийное производство Ту-204СМ начнется во второй половине 2013 года. Кроме того, он подчеркнул, что твердые заказы есть - уже на 70 машин. Однако названия авиакомпаний Туполев не сообщил, отметив лишь, что среди них есть и иностранные перевозчики.
Как отметил изданию эксперт в отрасли, из-за срыва сроков выхода на рынок для Ту-204СМ складывается неблагоприятная рыночная конъюнктура. Airbus собирается поставлять компаниям А-321 с новым более экономичным двигателем. Это приведет к тому, что сильно подешевеют старые А-231. Кроме того, авиакомпании планируют избавляться от Boeing 757, который может продаваться по 10-20 млн долларов. При этом цена Ту-204СМ прогнозируется на уровне 34,5 млн долларов. И это при неясной сервисной поддержке.