Минэкономики России выступило против роста тарифов на железнодорожные перевозки в 2013 году на 7,4-11 процентов, предлагаемого РЖД. Ведомство предлагает поднять плату на семь процентов, что примерно соответствует уровню ожидаемой инфляции, пишет Коммерсантъ со ссылкой на доклад замминистра Андрея Клепача.

По расчетам министерства, индексация тарифов на 7% "обеспечит безубыточность текущей деятельности РЖД без дополнительного выделения средств господдержки", если монополия сократит затраты и "расходы на оплату труда (в том числе за счет сокращения численности работников)".

Фонд оплаты труда является основной статьей расходов ОАО РЖД - на него приходится 30% всех трат монополии. В 2009 году из-за кризиса и недоиндексации тарифов РЖД сократило, по разным данным, 40-50 тыс. сотрудников (около 3%). После этого о дальнейшем сокращении штата РЖД упоминало в процессе согласования тарифов на 2012 год: компания грозилась уволить 42 тыс. человек, если тарифы поднимут на 7,4%. В итоге тарифы подняли всего на 6%, но в год президентских выборов о массовых сокращениях компания не сообщала.

Формально позиция Минэкономики может вынудить РЖД пойти на сокращение штата. Монополия настаивает, что будет безубыточной только в случае индексации на 7,4%, а с учетом инвестиций в новые стройки тариф должен иметь четырехпроцентную инвестиционную составляющую и в итоге составить 11%. Но Минэкономики утверждает, что и повышение на 7% позволит выполнить согласованную правительством инвестпрограмму компании на 342 млрд руб. (10,5 млрд долларов).

Напомним, от ежегодного согласования индексации тарифов могут отказаться. В конце июня вице-премьер Аркадий Дворкович заявил о необходимости перейти к системе жесткого долгосрочного тарифного регулирования, при которой параметры индексации устанавливаются государством минимум на пять лет. Впрочем, с 2013 года внедрить такой механизм скорей всего не получится, говорил он.

Ранее сообщалось, что в России на развитие железной дороги тратят на треть меньше, чем в ЕС - при сохранении существующей динамики развития ж/д инфраструктуры в России к 2015 году прогнозируется невывоз порядка 230 млн тонн грузов ежегодно.

Всего в ближайшие годы РЖД направит на расширение припортовых станций и ж/д подходов к портам 18 млрд долларов.