Китай и Иран хотят проложить через Центральную Азию сквозные линии железнодорожного сообщения, способные связать эти страны между собой. Дорога из КНР может быть проложена в Иран через Киргизию, Узбекистан и Афганистан (возможно, с включением туркменского участка), либо через Киргизию, Таджикистан и Афганистан. Какой проект осуществится - выбирать Киргизии, пишет Deutsche Welle.
По словам координатора объединенной евразийской экспертной сети Jeen Натальи Харитоновой, и Китай, и Иран готовы участвовать как в той, так и в другой схеме. Киргизский министр транспорта и коммуникаций Калыкбек Султанов 15 июня заявил, что его страна, скорее всего, не поддержит строительство железной дороги через Таджикистан. Это заявление обеспокоило Душанбе.
Новый транспортный коридор позволил бы Душанбе сократить риски. "Ведь уже не первый год возникают трудности с прохождением таджикских поездов через территорию Узбекистана", - отмечает эксперт центра стратегических исследований при президенте страны Вафо Ниятбеков. По его словам, в мае на встрече министров транспорта Таджикистана, Афганистана и Ирана было заявлено об окончательном сроке сдачи ТЭО таджикского участка железной дороги в октябре 2012 года.
Проект железной дороги был согласован на встрече министров транспорта Китая, Киргизии, Таджикистана, Афганистана и Ирана в 2010 году. "Таджикская ветка может занять 392 километра. Здесь будет несколько тоннелей и 47 мостов. Предполагается, что километр пути на самых сложных участках обойдется не меньше чем в восемь миллионов долларов", - отметил источник DW в Минтрансе Таджикистана.
Эксперты не исключают, что изменение симпатий Киргизии в сторону проекта с участием Узбекистана является отражением борьбы Ташкента и Душанбе за лидерство в трансрегиональных проектах. Впрочем, в пресс-службе Минтранса Киргизии разъяснили, что министр имел в виду то, что узбекский вариант ж/д ветки просто является более проработанным. Так, по данному варианту уже проведено предварительное ТЭО.
Подробнее читайте в разделе портала ЦТС Дайджест.
Отметим, ранее РЖД сообщала, что китайские власти готовы субсидировать контейнерные железнодорожные перевозки в Европу. Кроме того, в июне Еврокомиссия и РЖД договорились совершенствовать транспортные связи между Европой и Азией.