Украина не смогла подписать соглашение с Евросоюзом о совместном авиационном пространстве (САП, так называемое "открытое небо") в заявленные сроки. Главные разногласия сторон касаются сертификации украинских самолетов - ЕС настаивает на том, чтобы делать это самостоятельно, но это невыгодно "Антонову", для которого оформление каждого типа самолетов обойдется в 40 млн долларов в год. Об этом пишет Коммерсантъ-Украина.
Завершить переговоры, согласно поручению президента Виктора Януковича, нужно было ко 2 июля. САП позволит авиакомпаниям Украины и ЕС получить беспрепятственный доступ на маршруты между странами и внутри Украины. Сейчас эти отношения регулируются межправительственными соглашениями.
"Учитывая договоренности с европейской стороной, Мининфраструктуры просит президента продлить срок до 1 января 2013 года", - сообщили в министерстве. В пресс-службе Еврокомиссии (ЕК) на запрос газеты вчера не ответили.
Украина готовилась к подписанию договора "Об открытом небе" с декабря 2007 года и провела пять раундов переговоров. В начале 2011 года вице-премьер Борис Колесников сообщал, что соглашение может быть подписано в течение года. Но весной того же года его мнение резко изменилось: чиновник заявил, что это может произойти лишь в случае отмены ЕС визового режима для украинцев. В ЕК в свою очередь отметили, что эти вопросы не связаны между собой.
Реальным препятствием для подписания договора о САП является не визовый режим с Европой, а технические вопросы несоответствия систем сертификации самолетов в ЕС и Украине, отмечают в Госавиаслужбе. Украина настаивает, чтобы в ЕС летала часть парка сертифицированных в Украине воздушных судов украинской регистрации (разработки Украины и СССР). Но в ЕК настаивают на том, чтобы из украинского Госреестра гражданских воздушных судов были выведены все не сертифицированные Европейским агентством по безопасности полетов (EASA) воздушные суда.
Кроме того, Украина должна передать полномочия по сертификации авиатехники EASA. В ГАА возражают, что, согласно требованиям чикагской Конвенции о международной гражданской авиации, Украина как разработчик и производитель авиатехники остается ответственной за поддержание летной годности десятков тысяч несертифицированных EASA воздушных судов и их компонентов, а потому не может пойти на такие условия.
Одним из вариантов разрешения спора может быть подписание соглашения о взаимном признании сертификатов летной годности (BASA). Кроме того, обсуждается вопрос совместной сертификации ГАА и EASA новых самолетов, которые будут экспортироваться из Украины в ЕС и наоборот.
Сейчас сертификат EASA есть только у Ан-26, отметил глава госконцерна "Антонов" Дмитрий Кива. Он объясняет, что в "Антонове" не против сертифицировать и остальную технику, но сертификация каждого типа самолетов обходится в 40 млн долларов в год.