Федеральной таможенной службой России разработан проект положения о таможенных операциях и контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых этими судами через таможенную границу Таможенного союза. По данным источников SeaNews, сейчас проект проходит согласования в заинтересованных министерствах и ведомствах.

Новое положение содержит несколько новых принципиальных моментов. Во-первых, в нем прописаны особенности таможенных операций для судов, занятых на международных линиях. Во-вторых, предусмотрена возможность контроля без выезда таможни на борт судна. Также оговаривается возможность предоставления предварительной информации о товарах и право перевозчика подавать документы в электронном виде.

Согласно проекту положения, суда, работающие на линиях, определяются как "осуществляющие не менее одного захода в сутки с пересечением государственной границы РФ". Применительно к таким судам правило следующее: если проводится пограничный контроль, то таможенные операции по приходу/отходу совершаются в установленном порядке; если пограничный контроль не проводится, то и таможенные операции по приходу/отходу не совершаются. При перевозке на борту линейного судна автомобильного и ж/д транспорта документы на него в таможню должны подавать автомобильные и ж/д перевозчики.

Таможня не поднимается на борт судна, а проводит только документальный контроль в том случае, если в таможню предоставлена предварительная информация, перевозчик подал все необходимые документы, а система управления рисками не выявила необходимости физического досмотра.

Новое положение будет действовать взамен приказа №892, изданного еще в 2001 году, до создания Таможенного союза и принятия Типовой схемы организации пропуска через государственную границу. Новое положение содержит достаточно много отсылок к Технологической схеме пропуска, разработанной на основе Типовой схемы. В частности, в соответствии с Технологической схемой должны осуществляться таможенные операции, связанные с прибытием и убытием судов, таможенный контроль в портах, а также доставка комиссии на судно.