Кабмин планирует увеличить фискальное давление на автомобильную отрасль. Минэкологии предложило ввести утилизационный сбор с импортеров и производителей легковых и грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники, пишет Коммерсантъ-Украина.
Минэкологии уже разработало соответствующий проект постановления и обнародовало его на своем сайте.
Средства для утилизации предлагается направлять в специальный фонд. "Сейчас мы прорабатываем два варианта: изымать эти средства в момент продажи автомобиля в салоне либо в момент его выпуска заводом или импорта в страну", - рассказал изданию высокопоставленный источник в министерстве.
Утилизировать технику должны будут импортеры и производители автомобилей самостоятельно или подписав договор с уполномоченными предприятиями, которые подчиняются Кабмину или с другими субъектам хозяйствования, имеющими соответствующее оборудование и мощности.
Сейчас обсуждается ставка в 0,7 грн за кубический сантиметр рабочего объема цилиндра двигателя легкового автомобиля. То есть, к примеру, сбор за автомобиль массового сегмента (объем двигателя 1000-2200 куб. см) составит 0,7-1,5 тыс. грн. Сейчас ежегодно в стране списывается около 100 тыс. автотранспортных средств, отмечается в сопроводительном документе к проекту. При этом должного механизма их утилизации нет.
В ассоциации "Укравтопром" считают, что введение сбора ухудшит положение производителей. "Налоговая нагрузка на производителей и без того не стимулирует развитие автопрома. Если введут еще дополнительный сбор, это может закончиться катастрофой", - предупреждает директор департамента маркетинга и промышленного анализа "Укравтопрома" Георгий Овсянников.
Против введения сбора выступают и импортеры. По их мнению, его введение не окажет значительного влияния на продажи, но заставит потребителей платить больше. "В Украине и так слабая покупательная способность населения, и введение дополнительных сборов снова ляжет на плечи потребителей. Скорее всего это способ пополнить бюджет за счет автопрома. Украине необходимо обновлять парк автомобилей, так как его средний возраст составляет 18 лет (для сравнения, в ЕС - 8,5 лет, США - 9,2 лет, Россия - 12,9 лет - данные "Укравтопрома"), но такие меры правительств не позволят улучшить ситуацию", - уверена генеральный директор "Авто Интернешнл" (официальный импортер Mazda и Suzuki) Елена Дунина. По ее мнению, в нынешнем виде к документу есть вопросы по целевому использованию средств. "В странах, где развит или активно развивается автопром, потребителей стимулируют покупать новые автомобили, вводя высокие налоги на использование автомобилей, подлежащих утилизации", - отметила Дунина.
Напомним, недавно Межведомственная комиссия по международной торговле рекомендовала правительству увеличить пошлины на импорт автомобилей в Украину. Машины могут подорожать на 6,5-15 процентов.