Украина решилась на введение пошлин на импортные автомобили для защиты отечественных производителей. Сейчас ведутся переговоры со странами, которые могут пострадать от такого решения, пишет Коммерсантъ-Украина.
Известие о том, что пошлины будут введены сообщил вчера министр экономического развития и торговли Петр Порошенко. Правда, пока оно не публикуется до завершения переговоров с "крупнейшими торговыми партнерами". "Доля импортных автомобилей составляет значительную часть в дефиците платежного баланса, и не реагировать на это мы не можем", - отметил министр.
Источник газеты в Минэкономразвития (МЭРТ) рассказал, что размер спецпошлин будет введен на уровне, который ранее рекомендовали в ведомстве и на котором настаивали производители. В апреле МЭРТ рекомендовал МКМТ в придачу к существующей 10-процентной пошлине сроком на три года ввести дополнительные - независимо от страны происхождения экспорта. Для автомобилей с объемом двигателя 1-1,5 л предлагалось увеличить пошлину на 6,46% от таможенной стоимости, 1,5-2,2 л - на 15,1%.
Решение ввести пошлины объясняется тем, что основные страны-поставщики автомобилей в 2010 году увеличили поставки: Япония на 15%, Турция - 17%, Румыния - 33%, Южная Корея - 79%, Германия - 197%. По данным ассоциации "Укравтопром", на сегодняшний день действуют пошлины и во многих странах-членах ВТО: в Китае - 25%, Бразилии - 35%, Индии - 105%.
Однако введение Украиной дополнительных пошлин грозит разбирательствами во Всемирной торговой организации. На минувшей неделе делегация Японии в ВТО заявила, что в случае введения таких ограничений Украина грубо нарушит правила организации.
Против повышения пошлин выступают и в ЕС. В частности, в ходе консультаций с Украиной еврокомиссар по торговле Карл де Гухт отметил, что введение дополнительных пошлин может ухудшить ситуацию вокруг создания зоны свободной торговли ЕС и Украины. ЕС предложил Украине компромисс - вместо пошлин ввести квотирование импорта автомобилей.
Такой вариант избавил бы Украину от разбирательств в органах ВТО. Однако, Минэкономразвития считает такую инициативу достаточно сложной технически, а поэтому неэффективной. По этой причине в министерстве решили отказаться от этой идеи. Серьезными санкциями разбирательство Украине не грозит, отмечали ранее юристы. Разбирательства могут затянуться на годы, а в худшем случае Украину заставят снять ограничение без каких-либо компенсаций, отмечают эксперты.