Компания "Российские железные дороги" признала, что не смогла привлечь на рынке достаточно вагонов для обеспечения социальных перевозок и улучшения ситуации с движением составов. Руководство монополии объясняет это низкой ставкой аренды, установленной для РЖД правительством, пишет Коммерсантъ.

РЖД просит правительство дерегулировать ставку, а пока решение не принято монополия принуждает грузоотправителей не пользоваться вагонами частных компаний, стимулируя последних сдавать свои вагоны РЖД.

По данным источников газеты на рынке РЖД регулярно отклоняет заявки на перевозки в частных вагонах с начала июня. Речь идет о десятках тысяч вагоноотправок, в основном на восточных направлениях. Среди пострадавших - Первая грузовая компания, "Нефтетранссервис", Новая перевозочная компания (входит в Globaltrans) и другие.

По словам источников РЖД удовлетворяет заявки, если грузоотправитель готов использовать так называемый привлеченный парк, то есть те вагоны, которые сама монополия арендует у операторов.

Практика аренды введена правительством в конце 2011 года. РЖД обязана брать в аренду полувагоны у своих дочерних обществ, а также ей разрешено привлекать подвижной состав с рынка по установленной Федеральной службой по тарифам ставке (чуть больше 1 тыс. руб. за вагон в сутки). Предполагается, что так можно решить проблему обеспечения социальных перевозок, ситуация вокруг которых осложнилась с массовым выведением вагонов из прямой собственности РЖД, а также упорядочить движение на сети. Ожидалось, что монополия привлечет с рынка около 200 тыс. вагонов (20% от всего российского парка).

В отрасли эту меру сразу назвали нелогичной и непродуманной. "Десять лет мы строили частный рынок предоставления вагонов, а теперь ОАО РЖД, распродав все свои вагоны и операторские "дочки", вдруг собирает их обратно", - поясняет топ-менеджер одной из компаний, подчеркивая, что монополия так и не смогла эффективно выстроить работу с либерализованным вагонным рынком. Два источника газеты уверяют, что операторы уже готовят обращение в Федеральную антимонопольную службу с просьбой разобраться в ситуации.

Подробнее читайте в разделе ЦТС Дайджест.