ОАО РЖД признало, что не смогло привлечь на рынке достаточно вагонов для обеспечения социальных перевозок и улучшения ситуации с движением составов. Руководство монополии объясняет это низкой ставкой аренды, установленной для ОАО РЖД правительством, и просит вице-премьера Игоря Шувалова дерегулировать ее. Пока решение не принято, монополия принуждает грузоотправителей не пользоваться вагонами частных компаний, стимулируя последних сдавать свои вагоны ОАО РЖД. Операторы говорят об использовании административного ресурса и собираются жаловаться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Несколько представителей крупных частных железнодорожных операторов рассказали "Ъ", что с начала июня ОАО РЖД регулярно отклоняет заявки на перевозки в их вагонах. Речь идет о десятках тысяч вагоноотправок (в основном на восточных направлениях), уточняет один из собеседников "Ъ". Среди пострадавших - Первая грузовая компания, "Нефтетранссервис", Новая перевозочная компания (входит в Globaltrans) и другие. По словам источников "Ъ", не принимая заявки на перевозку в частных вагонах, ОАО РЖД удовлетворяет их, если грузоотправитель готов использовать так называемый привлеченный парк, то есть те вагоны, которые сама монополия арендует у операторов.

Практика аренды введена правительством по предложению ОАО РЖД в конце 2011 года. Правительство обязало монополию брать в аренду полувагоны у своих дочерних обществ, а также разрешило привлекать подвижной состав с рынка по установленной Федеральной службой по тарифам ставке (чуть больше 1 тыс. руб. за вагон в сутки). По замыслу чиновников и монополии, так можно было решить проблему обеспечения социальных перевозок, ситуация вокруг которых осложнилась с массовым выведением вагонов из прямой собственности ОАО РЖД, а также упорядочить движение на сети, которое затруднило распыление вагонного парка между разными собственниками. Ожидалось, что монополия привлечет с рынка около 200 тыс. вагонов (20% от всего российского парка).

В отрасли эту меру сразу назвали нелогичной и непродуманной. "Десять лет мы строили частный рынок предоставления вагонов, а теперь ОАО РЖД, распродав все свои вагоны и операторские "дочки", вдруг собирает их обратно", - поясняет топ-менеджер одной из компаний, подчеркивая, что монополия так и не смогла эффективно выстроить работу с либерализованным вагонным рынком. Другой собеседник "Ъ" называет нынешние действия ОАО РЖД "использованием административного ресурса", для того чтобы частники все же "отдали свои вагоны". Два источника "Ъ" уверяют, что операторы уже готовят обращение в ФАС с просьбой разобраться в ситуации.

В ОАО РЖД обвинения операторов отрицают. "РЖД не может отдавать приоритета в согласовании перевозок в привлеченном парке, - уверяют в пресс-службе монополии. - По существующим правилам грузоотправитель имеет полное право выбирать собственника вагона и в любое время без дополнительного согласования с перевозчиком его менять".

Тем не менее в ОАО РЖД признают наличие проблем с привлечением парка. Как стало известно "Ъ", 17 мая президент монополии Владимир Якунин написал первому вице-премьеру Игорю Шувалову, что ОАО РЖД удалось привлечь только 107 тыс. полувагонов у дочерней Второй грузовой компании (еще около 30 тыс. вагонов осталось у нее в управлении). Такое количество привлеченных полувагонов не позволяет сформировать "эффект масштаба" для оптимизации порожних потоков, пишет Владимир Якунин. Кроме того, привлеченные вагоны работают только с низкодоходными грузами, что не позволяет обеспечить средние для рынка показатели доходности (источники "Ъ" утверждают, что потери ОАО РЖД от использования привлеченного парка по итогам 2012 года могут составить до 8 млрд руб.). "Другие владельцы полувагонов не считают возможным передавать парк в управление ОАО РЖД, считая установленную цену привлечения не соответствующей рыночным условиям", - поясняет господин Якунин. По его мнению, наилучшим выходом было бы дерегулирование арендной ставки. 

Глава агентства Infranews Алексей Безбородов не видит смысла в дерегулировании ставок аренды привлеченного парка, созданного в качестве временной меры. Он не верит, что 100 тыс. вагонов оказалось недостаточным, для того чтобы ОАО РЖД решили поставленные задачи по управлению движением и не потеряли на этом деньги. "Я не знаю на рынке ни одну компанию, которая, владея даже в разы меньшим парком, работала бы себе в убыток", - говорит он. По его словам, монополии нужно оставить попытки вернуться на рынок управления вагонами и сосредоточиться на задаче эффективного управления движением в новых условиях.