"Аэрофлот" может зарезервировать треть чистой прибыли за прошлый год на поддержку дочерних авиакомпаний "Владивосток-авиа" и "Россия". Без помощи материнской компании они рискуют не справиться с обслуживанием долгов, пишут Ведомости.

Зарезервировать 4,9 млрд руб. (143,9 млн долларов) "Аэрофлоту" рекомендовал его аудитор - компания BDO. Как известно, перевозчик получил около 16,5 млрд руб. (491 млн долларов) чистой прибыли в 2011 году. При этом без сделок о продаже "Терминала D" в "Шереметьево" и Страховой компании "Москва" чистая прибыль "Аэрофлота" составила бы 8,72 млрд руб. (256,2 млн долларов), а резерва на долги "дочек" - 56%.

Эти "дочки" "Аэрофлота" пока не приносят компании прибыли. "Владавиа" принесла группе убыток в 20,1 млн долларов (677 млн руб.), "Россия" - в 18,9 млн долларов (637 млн руб.), говорится в презентации авиакомпании по итогам МСФО за 2011 г. Компания объяснила это эффектом низкого сезона.

Вероятно, аудиторы из BDO сомневаются, что "Владивосток-авиа" и "Россия" самостоятельно справятся с выплатами, говорит аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков. Первая еще за прошлый год не рассчиталась полностью с "Ильюшин финанс" за лизинг самолетов, указывает источник в лизинговой компании. Долг - 20 млн долларов. Переговоры о его погашении ведутся с менеджментом "Аэрофлота", указывает собеседник Ведомостей.

Еще несколько месяцев назад казалось, что "Аэрофлот" не будет отвечать по долгам "Владивосток-авиа", а просто заберет у нее самый главный актив - маршрутную сеть. Возможно, на изменении позиции менеджмента авиакомпании сказалось несколько факторов, считает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов.

Банкротство перевозчиков привело бы к потере парка (у "Владивосток-авиа" в лизинге шесть Ту-204, семь Airbus 320 и три Airbus 330, а у "России" - девять Airbus 319, шесть Airbus 320, пять Boeing 737, три Boeing 767 и шесть Ан-148), а самолетов самого "Аэрофлота" для обеспечения потребностей двух больших регионов (Санкт-Петербурга и Владивостока) вряд ли хватило бы. С другой стороны, "Аэрофлот" рисковал бы создать социальную напряженность в этих регионах, ведь тысячи людей потеряли бы свои рабочие места. Такого не делал даже такой агрессивный игрок, как Lufthansa при покупке bmi или Austrian Airlines.