Профсоюз российских авиадиспетчеров потребовал от правительства принять неотложные меры для обеспечения безопасности полетов и устранения нарушений законодательства в сфере организации системы управления воздушным движением (УВД). В подтверждение слов о критической ситуации диспетчеры привели примеры опасных ситуаций, случившихся в этом году: три раза на подлете к столичным аэропортам самолеты спасала только система предупреждения об опасном сближении (TCAS), пишут Известия.

"Руководство ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" (Госкорпорация по ОрВД) скрывает эти случаи, чтобы не демонстрировать отсутствия какой-либо работы для обеспечения безопасности полетов, а авиадиспетчеров привлекают к дисциплинарной ответственности, делая их крайними виновниками собственной бездеятельности в вопросах модернизации центров УВД", - говорится в письме президента Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России (ФПАД) Сергея Ковалева, направленном в адрес и.о. первого вице-премьера России Игоря Шувалова.

Диспетчер по управлению воздушным движением (УВД) Московского автоматизированного центра и вице-президент ФПАДа Андрей Булин рассказал, что самая опасная ситуация сложилась в Московском регионе. Здесь обслуживается 57% от всего количества воздушных судов, проходящих по территории России и объем авиаперевозок продолжает расти.

Булин отмечает, что ситуацию усугубляет крайне высокая нагрузка на диспетчеров, особенно в пиковые периоды, а также несовершенство структуры воздушного пространства - оно опасно большим количеством пересечений маршрутов движения воздушных судов, что создает потенциально конфликтные ситуации в воздухе.

Например, 7 марта произошло сближение в районе аэропорта Домодедово. Два самолета следовали на разных секторах (верхний, нижний) на смежных эшелонах. На каком-то этапе метки сошлись в одну точку, и у диспетчера верхнего сектора возник визуальный эффект, что диспетчер нижнего сектора принял его судно. В результате была дана ошибочно команда на снижение самолета, находящегося на более высоком эшелоне. В итоге лайнеры разошлись по командам TCAS. Причиной инцидента, как считают во ФПАДе, является усталость диспетчера, поскольку в тот момент на пять рабочих мест был только один подменный диспетчер. Однако по итогам расследования именно диспетчеру был объявлен выговор и выписан административный штраф.

22 марта произошло опасное сближение к северо-западу от Внуково. В том случае диспетчер подхода Внуково отдал воздушное судно диспетчеру подхода Шереметьево и одновременно принял у него встречное воздушное судно на более высоком эшелоне, при этом разрешив набор высоты внуковскому самолету. В данном случае основная причина, по мнению профсоюза, - в старом оборудовании, которое после передачи самолета смежному сектору не сохраняет формуляр сопровождения (самолет, который отображается на экране радиолокационной меткой, имеет рядом формуляр сопровождения). Это привело к тому, что диспетчер забыл о встречном самолете. Система TCAS самолеты развела, а выговор опять достался диспетчеру.

По словам Булина, в московской воздушной зоне регулярно повторяются инциденты, связанные с опасным сближением самолетов. Но, несмотря на то что ошибки диспетчеров продолжаются, никто не рассматривает причины наступления данных ошибок, а устанавливают только виновных.

Напомним, недавно была обнаруженая опасная тенденция - пилоты в России стали все чаще засыпать за штурвалом. Кроме того, в декабре консалтинговая компания Ascend (Лондон) подсчитала, что Россия стала самой опасной страной для авиапассажиров, так как обошла по числу авиакатастроф и погибших менее развитые государства, в том числе африканские.