У украинской плавучей буровой платформы "Петр Годованец", находящейся в турецком порту Гиресун, возникли проблемы с транспортировкой в Украину. Буровая должна была выйти еще несколько дней назад более безопасным маршрутом вдоль Грузии и России. Однако соответствующего разрешения от россиян украинская сторона так и не получила, пишут "Украинские новости".

"Нефтегаз Украины" уверил: благодаря таким буровым установкам, которых будет всего две, Украина в три раза увеличит добычу газа на шельфе и окупит все расходы на них уже до 2014 года. В "Нефтегазе" подчеркивают, что цена одной "вышки Бойко" равна стоимости 1 млрд куб. м российского газа. В то время как в текущем году Украина закупит у России 27 млрд кубометров "голубого топлива".

После завершения монтажа платформу оставалось отбуксировать в Украину. Поскольку выводить такой груз в открытое море довольно рискованно, был выбран путь вдоль берега - через территориальные воды Грузии (рядом с границей которой находится Трабзон) и России. Однако, по данным источников "УМ" на борту "Петра Годованца", на российском отрезке маршрута установка "села на мель" - возникли проблемы с разрешением на пересечение морских границ РФ.

"Одной из причин задержки могло стать несоблюдение некоторых норм морского законодательства, согласно которым для прохождения таких нестандартных плавучих средств выдвигаются дополнительные требования, - объяснил в комментарии "УМ" президент Киевского международного энергетического клуба Q-club Александр Тодийчук. - Если же украинская сторона сделала соответствующую заявку на прохождение буровой, остаются "недружественные" версии задержки предоставления разрешения на пересечение территориальных вод России. В таком случае ситуация приобретает экономическую и политическую окраску и содержит момент силового влияния со стороны россиян. Ведь получив в собственность такие вышки, Украина активизируется на рынке добычи углеводородов и станет постоянным конкурентоспособным участником в данной сфере. Россия же старается монополизировать данный рынок, и конкурент на нем ей совершенно не нужен".

Согласен с Тодийчуком и энергетический эксперт Валентин Землянский: "Для Украины наличие такой платформы - это реальная альтернатива увеличения добычи собственного газа. И, как следствие, уменьшение потребности в его закупке. Россия стремится пресечь любые попытки создать альтернативу ее монопольному положению на украинском газовом рынке - стоит только припомнить, как Москву возмутили даже намеки о намерениях принятия протокола с Азербайджаном. Следовательно, Кремль обязательно будет оказывать сопротивление - явное или скрытое".

"Комментировать что-то сложно. Однако Россия в любом случае не имеет на это никакого права. Ни одна страна не может запретить кораблям проходить через их экономическую зону. Поэтому ситуация является крайне неправомерной", - отметил в комментарии "УМ" эксперт Владимир Сапрыкин.

Как сообщили источники "УМ", вчера, чтобы прекратить затяжное ожидание разрешения россиян, руководство "Чорноморнефтегаза" решило отказаться от российского маршрута. "Петр Годованец" отправится из Трабзона не на восток, а на запад - в порт Синоп, откуда пересечет Черное море, "напрямую" к крымским берегам. Выход платформы ожидается в 6 утра субботы, 5 мая. Прогноз погоды по курсу хороший, поэтому риск выхода в открытое море будет минимальным.

По данным "Черноморнефтегаза", "Петр Годованец" станет самой технологичной и глубоководной буровой платформой в Черном море, что позволит задействовать интервал 76-120 метров морского дна континентального шельфа Украины. Тогда как, например, румынские буровые могут работать на глубине до 91 м, а украинские "Таврида" и "Сиваш" - лишь до 76 м. Следовательно, после введения в эксплуатацию двух новых вышек Украина получит значительное преимущество в морской добыче природного газа перед другими причерноморскими государствами. Поэтому сопротивление России вполне понятно. Уместно напомнить, что в настоящее время черноморский шельф освоен лишь на 4%.