Поставки российской нефти в Чехию с начала апреля существенно отстают от экспортных графиков. С 1 по 8 апреля прокачано лишь 15% месячного объема. ЛУКОЙЛ и "Роснефть" отказались от поставок в Чехию, предпочтя альтернативные направления, пишет Коммерсантъ-Украина.
В апреле в Чехию предполагалось прокачать 350 тыс. тонн. На сегодня законтрактовано 80 тыс. тонн, из которых 60 тыс. тонн уже прокачано. Оставшиеся 20 тыс. тонн "Транснефть" прокачает в ближайшие три дня. В "Транснефти" надеются, что Чехия использует это время, чтобы заинтересовать российские компании более выгодными условиями поставок.
Сокращение поставок нефти вызвало обеспокоенность Чехии. Глава департамента энергобезопасности МИД страны Вацлав Бартушка заявил, что уже началось использование государственных нефтяных резервов, кроме того, были увеличены поставки нефти по альтернативному маршруту - через трансальпийский трубопровод TAL-IKL.
По версии Unipetrol, крупнейшего в Чехии нефтепереработчика, причина сокращения поставок - "организационные и технические проблемы российской стороны". Нефть в Чехию прокачивается по нефтепроводу "Дружба", принадлежащему "Транснефти". Но компания уверяет, что технических проблем нет, "пропускные мощности компании способны обеспечить все запросы конечных потребителей".
По словам участников рынка, у российских нефтяников традиционно были сложные отношения почти со всеми контрагентами, получающими нефть по "Дружбе". Потребители в Европе хотели, чтобы цена этой нефти была сопоставима с ценой нефти на альтернативных направлениях экспорта из России (экспортный netback). Российские компании настаивали на цене, сопоставимой со стоимостью нефти для европейских НПЗ из альтернативных источников (импортный netback).
При ограниченной пропускной способности нефтепровода, обусловленной в том числе и запуском Украиной в аверсном режиме одной из двух ниток "Дружбы" на участке Одесса-Броды, у российских компаний не было выбора. Запуск БТС-2 с терминалом в Усть-Луге, совокупная мощность которого составляет девять танкеров, или 900 тыс. тонн нефти в месяц, предоставил им не только альтернативное направление экспорта на Запад, но и профицит транспортных мощностей. Позиции российских экспортеров усилились, а экспорт по "Дружбе" стал менее выгодным.