Остановка работы Лисичанского НПЗ вынудила ТНК-ВР начать оптимизацию бизнеса в Украине - будет вдвое сокращен персонал (с 1 мая - примерно с 600 до 300 человек) и изменена организационная структура. В Украине останется представительский офис, который будет выполнять маркетинговые функции, пишет Коммерсантъ-Украина со ссылкой на представителя пресс-службы ТНК-ВР.
Реорганизовать украинский бизнес ТНК-ВР пришлось из-за его убыточности. Чистый консолидированный убыток компании в Украине в 2010 и 2011 годах составил 68 млн долларов и 23 млн долларов соответственно. По этой причине в конце марта ТНК-ВР приняла решение приостановить поставки сырья на Лисичанский НПЗ и начать внеплановый ремонт предприятия. Дальнейшую судьбу НПЗ будет решать совет директоров группы, не исключена консервация завода.
После реструктуризации своего бизнеса ТНК-ВР будет представлена в Украине исключительно розничной сетью, торгующей импортными нефтепродуктами, отмечает аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко. "Насколько мне известно, компания рассматривает вопрос продажи Лисичанского НПЗ. Есть информация, что покупателем НПЗ может стать азербайджанская Socar", - сообщил эксперт. В ТНК-ВР и Socar эту информацию не комментируют. Однако участники рынка сомневаются в том, что Лисичанский НПЗ способен кого-либо заинтересовать. "Переработка каждой тонны нефти приносит нефтеперерабатывающим заводам убытки в 150 долларов. Поэтому вряд ли кто-то заинтересуется таким активом", - считают в пресс-службе НПК "Галичина".
Единственным крупным предприятием, продолжающим переработку нефти в Украине, остается Кременчугский НПЗ (контролируется структурами группы "Приват"). Однако источник Коммерсантъ-Украина в группе объясняет, что НПЗ до сих пор не остановлен только благодаря тому, что имеет возможность перерабатывать украинскую нефть, добываемую "Укрнефтью" (также контролируется группой). "Даже у нас доходы группы от продажи нефти не перекрывают убытков от работы НПЗ. Так долго не может продолжаться", - подчеркивает собеседник газеты.
В случае остановки Кременчугского НПЗ Украина станет страной, на 94% зависящей от импортных нефтепродуктов, предупреждают в пресс-службе компании "Лукойл". "Итог этого преобразования на рынке очевиден: государство утратило контроль над ценами. Теперь цена продажи топлива на украинских заправках будет определяться в Беларуси и Литве", - говорит главный инвестиционный стратег финансовой группы БКС Максим Шеин. По его словам, любые попытки регулировать рынок угрожают дефицитом. "Так было в 1997-1999 годах, когда топливо во время бензиновых кризисов просто негде было купить", - резюмирует эксперт.
Напомним, согласно подсчетам отраслевых экспертов, Украина стала одним из глобальных лидеров по росту стоимости бензина за год - цена выросла на 17,4%.