Министерство транспорта России предлагает разделить операторов подвижного состава на пять категорий. Инициатива призвана провести более точное разграничение операторских компаний на рынке, пишет Гудок.

В новой редакции проекта постановления правительства "Об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с участниками перевозочного процесса при перевозках грузов" операторы разделены на пять категорий.

Первая - сетевые операторы, которые владеют подвижным составом (различных родов) в количестве не менее пяти тысяч единиц.

Вторая - региональные, у которых менее пяти тысяч вагонов, и предоставляют они свой подвижной состав "преимущественно на определенных направлениях".

В третью вошли специализированные операторы, которые предоставляют клиентам вагоны для перевозки определенной номенклатуры грузов.

Операторы четвертой категории работают лишь с определенными клиентами, а пятая категория - это компании, которые действуют в сфере контейнерных перевозок.

Операторы могут переходить из одной категории в другую, если поменялся их статус, но при этом они должны уведомлять о таком изменении Росжелдор и Минтранс.

В Минтрансе пояснили, что категоризация операторов нужна, чтобы все грузоотправители знали, к кому обращаться в поисках услуги перевозки, и чтобы оградить сами компании от необоснованных  претензий.

Некоммерческое партнёрство операторов железнодорожного подвижного состава  (НП ОЖдПС) и НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" (СОЖД) в принципе не возражают против разделения на категории.

Вместе с тем наибольшие споры вызвало такое обстоятельство: региональным операторам предписывается работать на определенных направлениях, в то время как они очень часто меняют маршруты, подстраиваясь под требования своих клиентов.