РЖД хочет потратить 7,5 млрд рублей (250 млн долларов) на развитие порт Усть-Луга, вместо строительства путей к порту Приморск (ПТП). В начале года правительство выделило РЖД 7,5 млрд рублей на строительство железнодорожной ветки к порту Приморск (Выборг - Приморск - Ермилово). Сейчас крупнейший нефтяной порт России отрезан от железной дороги. Нефть туда поставляется по трубе, а нефтепродукты - по трубе, морем и автотранспортом. Деньги на строительство дороги к Приморску РЖД получила в виде взноса в уставный капитал в январе и должна освоить за два года, причем большую часть (7,25 млрд рублей) в 2013 году.
Эксперты сомневаются в изменении целевого назначения бюджетных средств, выделенных РЖД. "Мы не думаем, что правительство изменит свое решение и позволит РЖД отказаться от строительства железной дороги к Приморскому торговому порту. Почему РЖД предпочитает финансирование Усть-Луги, представляется неочевидным, поскольку реализация этого проекта не является срочной... Завершение строительства железной дороги к ПТП окажет поддержку НМТП, увеличит грузооборот нефтепродуктов", - сообщил Центру транспортных стратегий аналитик "Ренессанс Капитала" Александра Серова.
Сейчас пропускная способность железной дороги к Усть-Луге - 40 млн т в год, говорит Максим Широков, гендиректор компании "Усть-Луга", управляющей портом, а грузооборот порта в 2011 году составил 22,7 млн тонн. План на 2012 год - 40,8 млн т, но львиную долю прироста обеспечит запуск терминала "Роснефтьбункера" (а нефть идет не по железной дороге, а по БТС-2).
Президент РЖД Владимир Якунин попросил у правительства разрешения направить эти средства на строительство инфраструктуры в соседнем порту Усть-Луга. Он хочет потратить деньги на электрификацию участка железной дороги Гатчина - Лужская и строительство станции Лужская-Сортировочная, рассказал правительственный чиновник, пишут "Ведомости". На оба порта у компании нет денег, а Усть-Луга - приоритетный проект, поэтому монополия предлагает развивать его в первую очередь, объясняет представитель РЖД.
Замминистра финансов Александр Новак предлагает РЖД строить объекты в Усть-Луге за счет собственных и заемных средств. Компания получит деньги от продажи пакетов акций в "дочках", напоминает он. В 2011 году РЖД получила из бюджета 17,76 млрд рублей на модернизацию инфраструктуры - без указания объектов, на которые нужно потратить эти деньги, напоминает Новак. Вот на эти деньги и нужно строить инфраструктуру к Усть-Луге, пишет в своем ответе РЖД замминистра экономразвития Станислав Воскресенский.
40 млн т грузов по железной дороге будет приходить в Усть-Лугу в лучшем случае к 2015 г., прогнозирует гендиректор Infranews Алексей Безбородов. Зачем вкладывать дополнительные средства в железнодорожные пути к порту, которые и так недозагружены, не понимает он.
Представитель крупнейшего в России оператора "Новороссийский морской торговый порт", который владеет портом Приморск, говорит, что без строительства железной дороги порт Приморск не сможет развиваться. Запуск железнодорожной ветки позволит увеличить грузооборот на 30 млн т в год, говорится в материалах группы НМТП.