Предложенные ко второму чтению поправки в законопроект "О рынке земель" сделают невозможной работу крупного аграрного бизнеса в Украине. Площадь аренды земли будет ограничена 5,5 тыс. га на территории одного района и не более чем 100 тыс. га по всей стране. Эксперты подсчитали, что этот запрет приведет к сокращению ВВП более чем на 1%, пишет Коммерсантъ-Украина.

По словам председателя ассоциации "Укрцукор" Николая Ярчука, эта норма поднимает вопрос о выживании холдингов, специализирующихся на производстве сахара, - деятельность 40 заводов может быть законсервирована. "Вокруг сахарного завода необходимы площади не менее 15-16 тыс. га, а если учитывать территорию под засев - то в пределах 60-70 тыс. га, что охватывает 3-4 района", - отмечает Ярчук.

"Мы подготовили под засев сахарной свеклой 33 тыс. га, вложили много денег и вернули к жизни Гайсинский завод. И теперь, после того как вложены средства, они будут командовать и ограничивать нас? Человек, который придумал такой законопроект, заслуживает порицания", - негодует гендиректор "Укрпроминвеста" Алексей Порошенко.

Гендиректор компании "Астарта-Киев" (в аренде 250 тыс. га) Виктор Иванчик соглашается, что с принятием этой нормы ведение крупного аграрного бизнеса станет невозможным.

Законопроект усложнит работу и животноводческих комплексов, молочнотоварных производителей. "На одну корову необходимо 1,7 га земли, то есть мы не будем вписываться в ограничение. И что, нам останавливать проекты? Это преступление против производителей", - возмущается гендиректор "Украинской молочной компании" Сергей Быков.

В Минагрополитики соглашаются с критикой производителей. По словам заместителя министра Александра Сеня, ограничение площади аренды следует увеличить до 35% всей площади района. По подсчетам главы Совета предпринимателей при Кабмине, президента Украинской аграрной конфедерации Леонида Казаченко, ограничения затронут около 900 предприятий.

Аграрии также подвергли критике запрет юридическим лицам покупать земли сельхозназначения и участки под хозяйственными сооружениями. "Как это вообще возможно? Предприятие построило здание и не может купить землю, на которой оно стоит", - удивляется генеральный директор компании "Нибулон" Алексей Вадатурский.

Нарекания аграриев и экспертов вызывают также функции и полномочия, которыми предлагается наделить государственный земельный банк, что фактически сделает его монополистом на рынке земли.