С 1 января 2022 года вступил в силу закон №1054-ІХ "О внутреннем водном транспорте".

Документ определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности внутреннего водного транспорта, передает ЦТС.

В частности, устанавливаются условия работы внутреннего водного транспорта, использования внутренних водных путей и их береговых полос для судоходства. Нормируется вопрос имущества, затонувшего на внутренних водных путях, и ответственности судовладельцев за нарушение законодательства о внутреннем водном транспорте.

Кроме того, документ имплементирует основные требования директив и регламентов ЕС по Соглашению об ассоциации Украина-ЕС.

После вступления в силу данного закона в государстве должен заработать конкурентный рынок речных перевозок грузов. По подсчетам Министерства инфраструктуры, имплементация законапозволит увеличить грузопоток до 30 млн тонн в год и создать экономический эффект для государства в объеме около 13-16 млрд грн ежегодно. Кроме того, увеличение грузовых перевозок по реке поможет уберечь от разрушения автодорог и сэкономить государственные средства на ремонте дорожного покрытия.

Реализация норм этого закона будет способствовать развитию береговой инфраструктуры украинских рек, улучшению состояния речного хозяйства, развитию на конкурентных началах рынка услуг в сфере внутреннего водного транспорта и привлечению инвестиций, переориентации грузопотоков на экологический и экономический речной транспорт.

Также, среди прочего, документ предусматривает запрет на заход во внутренние водные пути Украины судов под флагом государства-агрессора - России.

"Запрещается заход во внутренние водные пути Украины: судам, плавающим под флагом государства-агрессора; судам, принадлежащим гражданам государства-агрессора или субъектам хозяйствования, зарегистрированным на территории государства-агрессора, или физическим и юридическим лицам, в отношении которых применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции) в соответствии с Законом Украины "О санкциях", - указано в тексте закона.

Также таким судам запрещено перевозить пассажиров и грузы, а также заходить в украинские порты. Запрещена и регистрация российских судов в Государственном судовом реестре Украины.

Этот документ был принят Верховной Радой 3 декабря 2020 года и подписан президентом 30 декабря того же года.