Глава крупнейшего европейского лоукостера Ryanair Майкл О’Лири раскритиковал планы правительства Польши относительно строительства недалеко от Варшавы нового мегааэропорта - Центрального коммуникационного порта (ЦКП, на польском Centralny Port Komunikacyjny, CPK).
После этого, как пишет ЦТС со ссылкой на Notes from Poland, боссу Ryanair ответили в ЦКП, а далее ситуация переросла в словесную перепалку между сторонами.
О’Лири, в частности, назвал планы польского правительства "безумными" и охарактеризовал идею Центрального коммуникационного порта как "глупый проект", заявив, что Польше было бы лучше инвестировать в улучшение уже существующих аэропортов.
В ответ от ЦКП было выпущено заявление, в котором было сказано, что проект является "хорошо продуманной инвестицией, выгодной для польской экономики и не обязательно для ирландского перевозчика". Было подчеркнуто, что интересы Польши и ее ключевого перевозчика LOT заключаются в создании более крупного авиационного хаба.
После этого последовало заявление уже со стороны Ryanair, в котором авиакомпания обвинила Польшу в "потере 30 миллиардов злотых на строительство песчаного замка в глуши".
Затем в Twitter ответил президент ЦКП Миколай Вильд. "На воре шапка горит. В отличие от Ryanair, ЦКП никогда не получал незаконной государственной помощи, - написал Вильд. - Вместо того, чтобы отказываться от ЦКП, польские налогоплательщики должны сэкономить [деньги], прекратив субсидировать рейсы Ryanair из региональных аэропортов".
Официальный аккаунт Ryanair в Twitter ответил на заявление Миколая Вильда, что "Ryanair не получил и злотого от правительства Польши, а ЦКП тратит миллиарды". Было высказано предположение, что деньги лучше "потратить на польские школы, больницы, учителей и медсестер".
Заявления авиакомпании о том, что они не субсидируются польскими налогоплательщиками, были затем подвергнуты сомнению представителем правящей в Польше национально-консервативной партии "Право и справедливость. "Налогоплательщики из Мазовии, финансирующие аэропорт Модлин, откуда летает Ryanair, могут иметь несколько иное мнение по этому поводу", - написал Радослав Фогель, советник лидера партии.
Напомним, что ранее Майкл О’Лири написал письмо премьер-министру страны Матеушу Моравецкому, в котором попросил вмешаться в вопрос планируемого увеличения сборов за навигацию со стороны Польского агентства аэронавигационных услуг. О'Лири пригрозил, что авиакомпания может перенести свои маршруты в другие страны Центральной Европы, от чего "в первую очередь пострадают региональные аэропорты Польши".
Что касается проекта Центрального коммуникационного порта, то новый объект между столицей Польши и городом Лодзь, включая строительство нового аэропорта в 37 км к западу от Варшавы, должен появиться примерно через 8-10 лет и будет рассчитан на обслуживание пассажиропотока в 100 млн человек.
В 2017 году стоимость строительства оценивалась в 30 млрд злотых (около 7 млрд евро). Тогда же эксперты критически оценивали необходимость реализации проекта. Это абсурдный замысел. Откуда взять более 50 млн пассажиров в год в аэропорту, и целевые 100 млн, поскольку до 2030 года все воздушное движение в Польше оценивается примерно в 60 млн людей?", - в частности, отмечал Анджей Рачиньски, профессор Гданьского университета и бывший руководитель аэропорта Гданьск.
Между тем, уже подписаны некоторые договора, касающиеся строительства высокоскоростной ж/д в направлении ЦПК. Так, в начале июня этого года представители Испании и Польши подписали в Мадриде соглашение о сотрудничестве, направленное на строительство в Польше сети высокоскоростных железных дорог как составной части польского национального проекта Центрального коммуникационного порта. В июле ЦПК заключил три контракта на проведение подготовительных работ для двух высокоскоростных железнодорожных линий.
Читайте также "Второй Сингапур" или болото? Каким будет польский мегааэропорт за 7 млрд евро