Федерация работодателей транспорта Украины (ФРТУ) обратилась с письмом к премьер-министру Денису Шмыгалю, в котором просит вернуть на доработку проект распоряжения КМУ "Об одобрении Второго национально-определяемого вклада Украины в Парижское соглашение" (НОВ-2) в редакции, предложенной Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины.

В письме, копия которого имеется в распоряжении редакции ЦТС, ФРТУ обращает внимание на то, что предложенные министерством показатели НОВ-2 могут нести угрозу для устойчивого развития отрасли транспорта в Украине.

В частности, как отмечают в ФРТУ, пока нет плана мероприятий по реализации перехода государства на электротранспорт и не указаны соответствующие источники финансирования. В свою очередь, цели представленного проекта НОВ-2 по доле электромобилей в 3% к 2030 году выглядят весьма амбициозными на фоне текущей структуры автопарка и структуры приобретения и ежегодных расходов украинцев на транспорт. Кроме того, инициативы по повышению качества общественного транспорта требуют значительного финансирования как на государственном, так и на местном уровне, что станет большой нагрузкой на бюджеты небольших населенных пунктов.

"Заявлена очень амбициозная цель в проекте распоряжения - по увеличению доли электромобилей до 3% с соответствующим уменьшением выбросов. Это очень амбициозная цель, но давайте говорить откровенно - ее можно достичь только относительно легкового электротранспорта. Для достижения этой цели в отношении общественного или грузового автотранспорта не предусмотрено никаких источников финансирования. Не думаю, что, учитывая нынешнее состояние украинской экономики, местных бюджетов и автотранспортных компаний, есть средства для перехода на грузовой и общественный электротранспорт", - заявил в ходе публичного обсуждения проекта распоряжения на площадке Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Владимир Гусак, исполнительный директор ФРТУ.

В Федерации также акцентируют на том, что, согласно проекту распоряжения, размер необходимых капинвестиций для вложения в транспортную отрасль в течение 2020-2030-х годов оценивается в 3 млрд евро, тогда как, результаты представленных ранее сценариев моделирования предусматривали вложения в течение 2020-2030-х годов инвестиций в размере 208 млрд евро (согласно комбинированному сценарию). Такая кардинальная смена оценочных потребностей в инвестициях, как считают в Федерации работодателей транспорта Украины, вызывает вопросы и ставит под сомнение обоснованность приведенных цифр.

В связи с этим в Федерации считают, что указанный проект распоряжения должен быть отклонен с целью последующей доработки.

Напомним, в ноябре прошлого года в КГГА объяснили, почему Киев не закупает электробусы. "Во-первых, закупка электробусов требует создания "с нуля" дорогостоящей инфраструктуры по обслуживанию и эксплуатации таких машин. Кроме того, надо учесть, что электробусы содержат батареи, которые после завершения срока эксплуатации требуют утилизации. На сегодня в Украине нет промышленных мощностей по утилизации таких деталей, а сама процедура является дорогостоящей", - пояснил тогда зампредседателя КГГА Александр Густелев. Также он сослался на опыт Сингапура, который, по его словам, не закупает электробусы из экономических соображений.