Польские эксперты высказывают опасения относительно наметившейся диспропорции в инвестициях в развитие дорожной инфраструктуры на фоне снижения роли железнодорожного транспорта, что, по их мнению, не позволяет развивать интегрированную транспортную систему в стране.

Как пишет ЦТС со ссылкой на Forsal.pl, речь об этом шла в ходе Европейского экономического конгресса в Катовице, состоявшегося в начале сентября.  

Как заявила руководитель кафедры исследований инфраструктуры и мобильности Варшавской школы экономики Яна Перегуд, одной из основных целей стратегии развития транспорта в Польше, обновленной в 2019 году, было названо усиление роли железных дорог в интегрированной транспортной системе. Однако на практике доля ж/д в общем объеме грузоперевозок ежегодно снижается, а размеры инвестиции в железнодорожную инфраструктуру существенно уступают вложениям в развитие сети автодорог.

Перегуд обратила внимание на значительный износ ж/д инфраструктуры, многочисленные узкие места в сети, плохую интеграцию с другими видами транспорта и недостаточные усилия правительства по переводу перевозок с авто на более экологичные виды транспорта, в том числе железнодорожный.

По информации эксперта, в Польше в период 2000-1919 гг. в железнодорожную инфраструктуру было инвестировано 73 млрд злотых (примерно 18,6 млрд долл. США. - ЦТС), по сравнению с 203 млрд злотых (примерно 51,7 млрд долл.) в основные автодороги. Тем не менее, инвестиции в ж/д позволили достичь осевой нагрузки 22,5 т на 60% сети вместо прежних 40%, при этом протяженность линий с максимальной скоростью ниже 80 км/ч сохранилась на уровне примерно 40%, также не увеличилась средняя коммерческая скорость грузовых поездов - как и ранее она составляет 25 км/ч.

Читайте также Пять KPI для нового главы "Укрзализныци" Владимира Жмака

"Транспортная реальность такова: снижение доли железных дорог с 42% до 12%. Если мы проведем моделирование, предполагая умеренный экономический рост в ближайшие 10 лет, если текущая ситуация сохранится, доля железных дорог упадет до 9%", - констатировала специалист Варшавской школы экономики. Она добавила, что, согласно текущим прогнозам, железная дорога в Польше в лучшем случае сохранит текущую долю рынка.

В свою очередь, министр инфраструктуры Польши Анджей Адамчик высказал мнение, что одной из причин снижения доли железнодорожного транспорта был 25-летний перерыв в обслуживании инфраструктуры. Ответом на это должна стать программа технического обслуживания железных дорог. "То, что мы имеем сейчас, - дисбаланс между железнодорожным и автотранспортом, - это коллапс, и мы выходим из этого коллапса. Обязательно вернемся к балансу между автомобильным и железнодорожным транспортом; это также будет во взаимосвязи с внутренним речным и морским транспортом", - заявил Адамчик.

Также министр инфрастурктуры Польши сказал о планах обновления инфраструктуры. "Запланировали обновление в этом десятилетии 9 тыс. км железнодорожных путей, и это то, что мы обязательно перестроим. Свыше 6 тыс. км автострад и скоростных дорог - такова наша стратегия на ближайшее десятилетие", - сообщил польский министр.

Читайте также Подписан крупнейший контракт на модернизацию электровозов в истории польских ж/д